Украинская меценатка — основательница православных монастырей. Раина Могилянка была старшей из четырех дочерей молдовского господаря И. Могилы (1593-1606 гг.). Её двоюродный брат, П. Могила, был митрополитом киевским и галицким. Примерно в 1605 г. Раина вышла замуж за одного из самых богатых украинских князей — М. Вишневецкого, старосту Овручского (умер в 1615 г.). Три её сестры были замужем за представителями известных магнатских семей Корецких и Потоцких.
Семья Могил прочно придерживалась православия и опекала Львовское церковное братство, которое на средства молдовских господарей соорудило Успенскую церковь. Во времена господства униатской церкви, когда многие православные шляхетские семьи переходили в католицизм, Р. Могилянка основала три православных монастыря — Свято-Троицкий в Густыни, Свято-Покровский в Ладане (ныне Прилуцкого р-на Черниговской обл.) и Лубенский Спасо-Преображенский во Мгаре (ныне Лубенского р-на Полтавской обл.) — и передала им земельные владения.
Раина умерла молодой, оставив сиротой семилетнего сына Иеремию (1612-1651 гг.). Его опекуном стал троюродный брат отца, первым из семьи Вишневецких перешедший в католицизм. Обучаясь в Италии и Испании, Иеремия также принял эту веру. Столицей левобережных владений И. Вишневецкого (называемого современниками за могущество и богатство некоронованным королем Польши) был город Лубны. Перед смертью Р. Могилянка под угрозой проклятия запретила вмешиваться в дела основанных ею Густынской, Мгарской и Лубенской обителей, и, уважая завещание матери, Иеремия, рьяный католик, в течение всей жизни опекал эти православные монастыри.
Р. Могилянка умерла в своем родовом имении — городке Вишневец (ныне с. Старый Вишневец Збаражского р-на Тернопольской обл.). Сегодня от этого имения (разрушенного во время военных действий в середине XVII в.) остались лишь руины церкви, в склепе которой, возможно, похоронена известная меценатка.
Портрет Р. Могилянки, созданный на рубеже XVI-XVII вв., долгое время находился в городе Новомалин на Волыни (ныне село Острожского р-на Ровенской обл.). В годы Первой мировой войны портрет пропал, однако сохранилась копия конца XIX в. Р. Могилянка изображена несколько полноватой миловидной женщиной, олицетворяющей здоровье и жизнелюбие. На её голове парчовый чепец, из-под которого выбиваются пряди темных волос. Сверху кокетливый берет с перышком, пришпиленным золотой брошью. Правда, наряд Раины несколько «отстал» от придворной моды конца XVI — начала XVII в., когда писался портрет: вместо роскошного платья, которые носили придворные дамы, на ней «старосветская» верхняя одежда с длинными рукавами, расшитая золотом и шелками сорочка и корсет с драгоценной вышивкой. Возможно, Р. Вишневецкая предпочитала спокойную жизнь в сельских имениях придворной суете и не гналась за модой. И хотя на шее у Раины, как и подобает княгине, красуются дорогие нитки жемчуга, почетное место среди нагрудных украшений занимает простой нательный крест. Важной и символичной деталью портрета является книга с надписью на обложке «Молитвослов славяноруский», которую Могилянка держит в руках. Это — первое изображение в галерее украинских женщин, считавших принадлежность к православию принципиальным вопросом. Хотя по стилю портрет, как уместно замечает известный искусствовед П. Белецкий, вполне светский и западноевропейский. Возможно, его специально написали для храма, меценаткой которого являлась Р. Могилянка, либо неизвестный западноевропейский живописец создал полотно для семейной галереи князей Вишневецких.