6 июля отмечается православный праздник ««Аграфена Купальница», посвященный памяти мученицы Агриппины Римляныни. Православные верующие называли ее Аграфеной. Аграфена, жившая в 3 веке в Риме, с самого детства она отказалась от земной жизни и решила посвятить всю свою жизнь вере в Иисуса Христа. Во времена гонения христиан молодую девушку схватили язычники, подвергли ее жестоким пыткам, перебили все кости и голую приковали к стене. Это все случилось с ней из-за того, что она не захотела отказать от веры в Бога. В легенде говорится, что к Агриппине прилетел Ангел Божий, который вылечил все ее раны, но выжить ей не удалось – раны были не совместимы с жизнью. Ее останки были направлены на Сицилию и через некоторое время возле ее гробницы происходили разные чудеса.
Свое название «Купальница» этот праздник получил из-за того, что с далекого прошлого в этот день все люди повально купаются в водоемах.
Также 6 июля называют:
- «Лютые коренья»
- «Обетная каша»
- «Канун Иванова дня»
- «Ивановские ночи»
В этот день наступает самая чудесная ночь – ночь на Ивана Купала. Три праздника: «Аграфена Купальница», «Иван Купала» и «День Петра и Февронии» объединились в один большой праздник, который несет в себе очень большой смысл, христианские обычаи и языческие верования. В это время проводили своеобразные ритуалы, верили в приметы и легенды, и гадали. Отмечали праздник все: от малого до великого. Топили баньки, мылись в баньке, парились вениками из богородицкой травы и папоротника, иван-да-марьи и ромашки, из лютика и полыни, мяты пахучей.
Была традиция: на весь будущий год заготавливать веники для баньки. Девушки и женщины в послеобеденное время запрягали лошадей и уезжали в лес за молодыми ветками березы. Но это могли быть не только ветки берез, также делали веники и из других лиственных растений и деревьев. В каждый веник добавляли веточку от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и других растений. Это считались вениками обрядовыми: одним парились в бане, другим наряжали только что отелившихся коров, третьим узнавали будущее. Для этого бросали веник через голову или на крышу бани, и если он упадет верхушкой к погосту, то тот, кто бросал скоро умрет, а если упадет не вершиной – останется живым.
Люди верили, что травы и коренья, собранные в ночь на Ивана Купала, обладают целебными свойствами, больше всего – папоротник. По легенде он распускался только один раз в год в ночь на Ивана Купала и блистал своей красотой буквально пару минут. Тот, кто из людей смог найти этот цветок, был бы богат до конца жизни, силен, смог бы находить клады и предвидеть будущее.
Своеобразным ритуалом было обливание всех водой. Во всех регионах это делали по-разному: в одних, молодые деревенские парни одевали старую одежду и шли с ведрами на речку за самой мутной водой или даже просто грязью, возвращались в деревню и обливали всех встречающихся на их пути, кроме маленьких детей и людей пожилого возраста. Больше всего страдали молодые девушки: молодые парни вытаскивали силой их даже с дома и на улице обливали их с ног до головы. Девушки же в свою очередь пытались наказать парней. Заканчивалось все тем, что все и девушки и парни грязными и мокрыми шли на речку, где в удаленных от посторонних глаз местах вместе плавали.
Была еще одна традиция этого праздника – приготовление «обетной каши». Это так называемый обед из постных блюд, который все люди деревни собирали в одно место на улице для нищих и приезжих.
Молодые девушки прихорашивались и всячески щеголяли перед родными, чтобы получить от них подарки и угощения. К вечеру шли к одной из молодых девиц и готовили каши из толченого ячменя, чтобы укрепить здоровье и улучшить свою красоту.
Также это был благоприятный период для посева репы. При этом говорили: «Матушка-репка, уродись крепка, ни редка, ни густа — до великого поста». Репу хорошо использовали в приготовлении еды. В народе есть такая шутка: «Мимо девки да мимо репки просто так не пройдешь».
В ночь 6 июля безумные мужчины и женщины раздевались догола и до самого утра рыли коренья и пытались отыскать сокровище в тайных местах.
Тем временем знахари перед тем, как лечь отдыхать читали свои собственные молитвы.
Крестьяне считали, что если положить на порог крапиву, то нечистая сила в дом не закрадется.
В народе верили в следующие приметы на Аграфину:
Именинники в этот день: Александр, Алексей, Антон, Артемий, Герман, Иосиф, Корнилий, Митрофан, Святослав, Фёдор.