Его называли последним романтиком советского кино, она была удостоена титула «Лучшая актриса Молдавского кино XX века». Они никогда не состояли в браке, но связь между ними не прерывалась никогда. Были ссоры, были расставания, но оставалась тончайшая ниточка, связавшая накрепко судьбу режиссера Эмиля Лотяну и его актрисы Светланы Тома.
Повороты судьбы
Семнадцатилетняя Светлана Фомичева после окончания школы готовилась к поступлению на юридический факультет. Встреча с Михаилом Бадиковым и Эмилем Лотяну заставила ее изменить планы, а затем и всю жизнь. Она дала свой номер телефона режиссеру, а на пробах продекламировала «Наша Таня громко плачет» и была утверждена на роль Иоанны в картине «Красные поляны».
Папа не поддерживал намерение дочери сняться в кино, справедливо надеясь, что она возьмется за ум и все-таки станет студенткой юрфака. Эмиль Лотяну обещал вернуть дочь по окончании съемок в целости и сохранности и не мешать учебе.
На пути к совершенству
О требовательности и даже жесткости Лотяну во время съемок ходили легенды. Он не останавливался ни перед чем, чтобы добиться необходимой достоверности кадра.
Светлана не привыкла к грубости и крикам, поэтому внезапные вспышки недовольства режиссера переживала очень тяжело. Зато после окончания съемочного дня Эмиль превращался в нежного, заботливого и внимательного мужчину. Стоило ей заболеть, как он неустанно лечил ее, следил за своевременным приемом лекарств и даже кормил.
Он предложил ей взять псевдоним, посчитав фамилию девушки неподходящей для будущей звезды. В титрах к фильму появилась Светлана Тома (фамилия прабабушки-француженки).
Бывшая школьница далеко не сразу осознала: режиссер за ней ухаживает. Он дарил цветы, готовил экзотические блюда, искренне интересовался ее увлечениями.
Но в то же самое время мог совершать поступки, пугавшие Светлану не на шутку. Он мог оставить ее одну в незнакомой компании и исчезнуть. Затем она же оказывалась виновной в происшествии.
Светлана Тома еще не знала, что связь с режиссером Лотяну растянется на всю жизнь. Она будет прерываться, они не будут видеться и общаться, но снова и снова будут оказываться рядом.
Она уже не думала о поступлении на юридический, а поступила в Ленинградский институт культуры на специальный курс, где готовили для Кишиневского театра.
Странный брак
Отношения иногда были невероятно романтичны, иногда мучительны. Конфликт мог вспыхнуть от малейшей искры. Когда Лотяну снова утвердил Светлану на главную роль, она уже была занята на съемках другой картины в Ленинграде. Но актриса с нетерпением ждала вызова от Эмиля с приглашением на съемки. Позже выяснилось, что ленинградские коллеги просто не показали актрисе телеграмму, боясь, что она им сорвет весь график. Лотяну ее оправданий слушать не стал. Он просто посчитал ее предательницей, снял в своем фильме другую актрису, а со своей музой разорвал отношения.
Они не виделись около года. Светлана за это время успела окончить институт и выйти замуж. С Олегом Лачиным они учились на одном курсе, позже работали в Тирасполе в театре. Они не обращали никакого внимания друг на друга, поэтому предложение руки и сердца стало для актрисы полной неожиданностью. Впрочем, она, как любая девушка, мечтала о семье и детях, о белоснежной фате и романтической свадебной сказке. Все это у нее было с Олегом. Правда, его почти сразу забрали в армию, но отпускали в театр на спектакли, в которых Олег был занят.
Вскоре Лотяну вызвал актрису на съемки в фильме «Лаутары», найдя в картине небольшую роль и для ее супруга. Когда дочери Светланы и Олега было всего полгода, Лачин погиб, потеряв много крови после удара лопастью катера. Светлана часто слышала во сне, как муж зовет ее. Спасала ее работа: она снималась у Якоба Бургиу в фильме «Дом для Серафима». А в жизни снова был Эмиль Лотяну.
Счастливый фильм
Он пригласил ее сняться в роли Рады в картине «Табор уходит в небо». Условия были трудными: Карпаты, пыль, цыганский табор. Но нервы Светланы в какой-то момент не выдержали, она собрала вещи и уехала в Москву, в полной уверенности, что режиссер ее снимет с роли. После возвращения на площадку ее ждал грандиозный скандал, но роль осталась за ней. Да и режиссер стал относиться к актерам по-другому. Правда, со строптивой актрисой он общался исключительно через третьих лиц. Фильм стал счастливым для обоих, завоевал множество наград, пользовался успехом за рубежом.
Когда актрисе задают вопрос о ее расставании с Лотяну, она отвечает, что никогда не расставалась с ним. Как никогда не хотела стать его женой. Они просто стали частью друг друга. И изменить это было невозможно.
Когда у режиссера обнаружили последнюю стадию рака, ухаживать за ним стали Светлана Тома и бывшая жена Лотяну Галина Беляева. Его не стало 18 апреля 2003 года. А Светлана до сих пор говорит о нем с нежностью и теплотой. Кажется, их связь не прервалась, а лишь приобрела другую форму.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/081117/36590/