Cогласно недавно опубликованным файлам, бывшему премьер-министру Великобритании Алеку Дуглас-Хьюму не сказали, что один из помощников королевы - советский агент, потому что его министр внутренних дел не хотел «добавлять к его бремени еще одно».
Это откровение содержится в ранее засекреченных документах, опубликованных во вторник Национальным архивом в Лондоне. В других докладах рассказывается о привычке Маргарет Тэтчер засыпать в машине и о том, как ее офис готовился к избранию ее преемника.
В 1964 году бывший много лет на подозрении Энтони Блант, бывший сотрудник Службы безопасности MI5, признался, что передавал документы КГБ во время войны. К этому времени он был влиятельным историком и искусствоведом. Он находился в официальной должности инспектора и ему было поручено следить за коллекцией картин королевы Елизаветы II.
Но правительство США только что оправилось от разоблачения «Кембриджской пятерки», шпионской команды, которая была привлечена на службу СССР во время учебы в университете и впоследствии проникла на самые высокие уровни британской разведки. Чиновникам не хотелось признавать, что в их рядах затесался еще один шпион, поэтому Бланту был предоставлен иммунитет от судебного преследования и защита от публичного разоблачения - в обмен на полное признание.
Дворцовый секрет
Королеве рассказали об измене Бланта, но попросили не увольнять его, чтобы не вызвать подозрений. Министр внутренних дел Генри Брук решил ничего не говорить Дугласу-Хьюму. Возможно, он не хотел ставить премьер-министра в неудобное положение, поскольку он был бы обязан рассказать о скандале законодателям из Лейбористской партии.
Только в 1979 году Бланта публично признали советским агентом. Тэтчер подтвердила этот факт перед парламентом, но ее слова о том, что Дуглас-Хьюм остался в неведении, были встречены с изумлением.
«Добрые намерения»
После заявления Тэтчер Брук направил ей письмо. «Я написал Алеку, чтобы объяснить, почему в апреле 1964 года я не посвятил его в то, что произошло с Блантом, - сказал он. - И чтобы сказать, как мне жаль, если в моих добрых намерениях, пытаясь не добавлять к его бремени еще одно, я с неосторожностью воспользовался своей осведомленностью».
Некоторые документы имеют отношение к настоящему. Тереза Мэй, пытающаяся отбить антиевропейские нападки консервативного законодателя Джейкоба Риз-Могга, не удивится, узнав, что отец Риз-Могга, Уильям, чинил проблемы одному из ее предшественников, Джону Мейджору.
В 1993 году Риз-Могг-старший подал судебный иск в попытке помешать Великобритании ратифицировать договор о создании Европейского союза. Когда он проиграл дело, Мейджор был в восторге. «Хорошо, - писал он. – Прекрасный повод для злорадства».
В этих документах также показано, как правительства консерваторов и лейбористов, обеспокоенные угрозой коммунизма, поддерживали пропагандистские операции и призывали MI5 сосредоточиться на подозрительных подрывных действиях в профсоюзах и средствах массовой информации.
Сон Тэтчер
Хотя Тэтчер славится тем, что ночью она не спала больше четырех часов, нам менее известна ее привычка наверстывать упущенное в автомобильных поездках. Это случалось так часто, что ее офис попросил изготовить специальный подголовник для ее «Даймлера», чтобы защитить ее шею на случай, если машина внезапно затормозит, пока она спит.