Когда вспоминают события десятилетней давности, как правило, выделяют прежде всего аспект столкновения авторитарного государства с демократической страной, нежелание России согласиться с переменами в Грузии и курсом руководства этой страны на европейскую и евроатлантическую интеграцию.
Но в войне России и Грузии ведущим был не только идеологический, но и этнический аспект. Эта война привела к практически полному изгнанию грузинского населения из родных сел и уничтожению ряда населенных пунктов. Этническая чистка в Южной Осетии стала продолжением этнической чистки в Абхазии, прошедшей еще в годы президентства Бориса Ельцина – когда формально Россия считалась страной побеждающей демократии.
Никто не спрашивал у грузин, поддерживают ли они новую Грузию, руководство Абхазии или Россию. Их изгоняли за то, что они – грузины
Из грузинской автономной республики изгнали большинство населения. Изгнали по этническому принципу. Никто не спрашивал у грузин, поддерживают ли они Советский Союз, новую Грузию, руководство Абхазии или Россию. Их просто изгоняли за то, что они – грузины. И из Южной Осетии людей изгоняли по тому же принципу. Так же преследуют крымскотатарских и украинских активистов в Крыму. Определяющее здесь – нежелание человека забыть о своем происхождении и связанных с ним ценностях.
Да, в Крыму пока не такая этническая чистка, как в Абхазии и Южной Осетии. Это «гибридная» этническая чистка. Но разве «гибридность» отменяет суть проблемы? Разве мы не видим, что российский режим поощряет подходы, которые, казалось бы, должны кануть в Лету вместе с Гитлером и Сталиным – но продолжают жить в современном мире?
Легко успокаивать себя тем, что если не вмешиваться в политику, то проживешь при любой власти. Но когда появляется власть, способная преследовать не за взгляды, а за национальность, вероисповедание, родной язык или сексуальную ориентацию – тут уже не спрячешься. Потому что весь мир вокруг тебя превращается в сожженное село.
Виталий Портников