Город Острог – райцентр на юге Ровенской области. Уже от самого названия города веет чем-то старинным – и название, как и сам город, путешествующего не обманет; Не зря здесь в 1981 году был создан Государственный историко-культурный заповедник.
В летописях Острог впервые встречается под 1100 годом в Ипатьевской летописи, хотя поселение, несомненно, возникло намного раньше.
Важнейшей архитектурной доминантой города является замок князей Острожских – настоящая жемчужина древнерусского фортификационного искусства (ул. Замковая, 5).
Именно здесь, в замке, где обнаружены и остатки древнерусского городища, начал свое развитие Острог. Его первые деревянные укрепления, построенные еще в домонгольские времена, были полностью уничтожены татарскими ордами в 1241 году.
Но уже в первой половине следу- ющего века первый истори- чески известный князь из династии Острож- ских – Даниил – восста- навливает на Судебной (замко- вой) горе разрушенные сооружения. Позже они не раз достраивались и перестраивались, но все равно сохранили суровые средневековья. Князья Острожские, владевшие городом почти без перерывов с 14 по 17 в., были одними из самых богатых и влиятельных украинских магнатов.
Даниил известен своими щедрыми пожертвованиями местным храмам, он же смертельно ранил в битве королевского гетмана Войцеха Целея. Его старший сын Федор расширил острожские владения, сражался на стороне Яна Гуса против Тевтонского ордена, сам воевал со своим отрядом в Грюнвальдской битве в 1410 г.
Василий Федорович Острожский (Красный) тоже расширял владения, был другом великого князя литовского Казимира Ягеллончиком.
Именно он построил многое в Остроге, Дубно и других волынских городах.
Его внук – литовский гетман Константин Иванович Острожский – прославился победами над татарами.
Он основал татарское предместья с въездными башней, где поселил взятых в плен татар.
Самым знаменитым же был его младший сын – Константин-Василий (1526 – 1608 гг.).
В 1550 году он стал владимирским старостой, в 1559 году – киевским воеводой, а после Люблинской унии еще и коронным сенатором.
Это был успешный правитель и смелый полководец, который всячески поддерживал православную церковь, развивал украинскую культуру и книгопечатания.
Он был настолько богатым, что даже ходило выражение: “богат, как Острожский.
Закончился этот могучий род его младшим сыном Янушем (умер в 1620 г.), который не оставил детей.
Замок расположен на относительно небольшой (0,7 га) овальной площадке на холме.
Сама природа здесь заботилась об обороне места: южная и восточная стороны замка выходили на крутой склон более чем 20-метровой высоты, а северная и западная части отделены от города глубокими рвами на основе некогда существующего оврага.
В ансамбль замка входят сегодня четыре основных здания: жилая оборонительная башня – “Башня Каменная”, Богоявленская церковь, башня Новая и колокольня более поздней застройки (1905 г.).
Древнейшее сооружение крепости – “Башня Каменная” (так она названа в акте от 1603 о разделе имений князя Константина-Василия Острожского между его сыновьями.
Первые камни в ее фундамент положил еще Даниил Острожский. Размещена она у юго-восточного угла замкового холма.
Это достаточно редкий для Украины тип средневековой башни-донжона. В нижнем ярусе здания хранились различные припасы, тут же был сделан глубокий колодец. Верхние части башни – результат более поздних перестроек ХIХ – начала ХХ веков.
Уже после ремонтных работ в 1913 – 1915 гг. помещение было приспособлено под музей с библиотекой. Сегодня в 9 залах музея – довольно интересная экспозиция Острожского краеведческого музея.
В нескольких десятках метров от Башни Каменной – Богоявленский собор, типичный образец крестовокупольной системы, такой популярной в домонгольской Руси. Когда именно появился этот храм, иторикам неизвестно.
Предполагают, что еще во времена Василия Красного. Церковь была частью оборонительных сооружений города: для этого ее северную стену, которая выходит на глубокий искусственный ров, было уплотнено до 2,8 м. и соединено с крепостными стенами.
В нижней ее части появились бойницы, в верхнем – довольно широкий уступ для часовых.
После перехода местных князей в католицизм Богоявленский храм был подвергнут анафеме.
Церковь более 200 лет пустовала и до середины XIX в. превратилась в руины.
Лишь в 1886 г. началась реконструкция храма по проекту архитектора В. Токарева.
В интерьере был установлен массивный “византийский” иконостас работы петербургских мастеров. Стены покрыли росписями.
В юго-западном углу замкового двора находится третья достопримечательность ансамбля – Новая башня, которую иногда еще называют Круглая. По возрасту она немножко моложе Каменной и церкви. Известно, что еще во времена Василия Красного город обвели крепостными стенами и уже тогда, в середине 15 века, были заложены нижние части Новой башни.
Сразу возле замка, отделен от него глубоким рвом, вытянулся небольшой прямоугольный сквер.
Здесь установлена в 1978 г. небольшая стела, посвященная 400-летнему юбилею Острожской академии.
Именно здесь некогда находилось скромное здание, под крышей которой вышли в свет знаменитые издания Ивана Федорова – “Азбука”, Острожская Библия.
Среди архитектурных памятников Oстрога Луцкие Ворота занимают особое место.
В течение долгих лет служили они как важный защитный пункт в западной части городских укреплений со стороны Луцка, одновременно выполняя функции городских ворот и боевой башни. Последнее обстоятельство обусловило своеобразие их объемного построения.
Замок князей Острожских. Богоявленская церковь
Внутренняя стена со стороны города была соединена с линией оборонительных стен, тогда как весь остальной объем выступал наружу, создающие идеальные условия для флангового обстрела во время осады. Сейчас здесь – музей старопечатных книг, коллекция книг поражает как на масштабы города.
Поднявшись от Луцкой башни еще выше, до верхней площадки Красной горы и затем свернув направо по крутому спуску, можно выйти к Татарской башне – следующему важному оборонительному пункту города.
Название башня получила от соседства с Татарским пригородом. Это был главный городской вход со стороны Корца и Звягеля. Башня весьма похожа на Луцкие Ворота, и сохранилась до наших времен гораздо хуже.
История не сохранила имен архитекторов, которые возвели Луцкие и Татарские ворота, но ясно то, что мастера эти наглядно были знакомы с древнеримской архитектурой.
Ибо как иначе объяснить чрезвычайное композиционно-пропорциональное сходство острожских зданий с величественным сооружением склепа Цецилии Метеллы в Риме (конец I века до н.э.), которое, видимо, было прообразом острожских твердынь.
Наиболее древние здания, где сейчас размещается Острожская Академия, были возведены во второй пол. XVIII в. и принадлежали ордену капуцинов. 3 апреля 1750 князь Януш Сангушко, ординат Острожский, предоставил право Фундушовым на земли за валами Острога при Дубенской дороге на строительство капуцинского монастыря.
В том же году начались строительные работы на средства таборовского старосты Самуила Лубковского. После смерти Лубковского средства предоставил Кнуд Феликс Малинский, мечник Волынский. Автором проекта был архитектор Павел Антони Фонтана (1696-1765), придворный архитектор Сангушков.
Макет замкового комплекса в музее
В монастырский ансамбль вошел костел и небольшой корпус келий, пристроенный к костелу..
Костел и монастырь строились одновременно с хозяйственными постройками, которые размещались на восток и юг от келий.
Родовое дерево князей Острожских
В 1778 костел освящен под именем Троицы ксендзом Францишеком Коморницким (1733-1780), епископом Цесарополитанским. В 1796 в костеле похоронен его основатель Кнуд Феликс Малинский.
Замок князей Острожских. Музей
Костел представлял собой каменное двухэтажное, трехнефное здание с цилиндрическими сводами базилика, увенчанного высокой двускатной крышей с фронтоном. Переход от верхнего, узкого, яруса к нижнему осуществлялся с помощью плавных изгибов волют.
Фронтон украшало окно в виде четырехлепесткового цветка.
Фасад декорирован межьярусным карнизом, иконой над центральным входом и вертикальными тягами, размещенными согласно внутреннему распределению костела.
Из описания 1816 года узнаем, что фасад украшали скульптуры Св. Франциска Ассизского и Св. Антония Падуанского.
Скромные суровые фасады келий разнообразили карнизы, наличники окон.
Внутренняя планировка корпуса коридорная, с двусторонним расположением помещений.
В костеле находилось 8 деревянных шикарно украшенных алтарей: Св. Троицы, распятого Иисуса, Св. Франциска, Св. Фиделикса, Св. Иозефа, Св. Антония, Св. Феликса, Св. Тадеуша.
Перед костелом размещалось кладбище, посередине стояла колонна с фигурой богоматери.
В 1832 был закрыт монастырь в Остроге, монахи переведены в Староконстантинов, вещи из костела разобраны по другим монастырям.
Сооружения и земли монастыря перешли в собственность правительства.
Долгое время монастырь пустовал. Здесь были размещены военные склады.
После появления в Остроге благотворительно-образовательного Кирилло-Мефодиевского братства в 1865 году его попечительница графиня А. Д. Блудова выхлопотала разрешение на передачу ему заброшенного дома монастыря. В 1865-1867 годы по ее инициативе монастырь был реставрирован, костел перестроен архитектором Глейзером на православную церковь в псевдорусском стиле.
Замок князей Острожских. Карета в музее
В 1923 году в строениях монастыря разместилась польская учительская семинария. Церковь оставалась православной. 13 марта 1931 года церковь закрыли, а в 1937-1938 годах перестроена в костел. Псевдоросийское декорирование уничтожили, но полностью восстановить первоначальный облик храма не удалось.
Замок князей Острожских. Библия
В годы второй мировой воины и после нее здания костела применялись по разным нуждам – строились и перестраивались, и только в 1994 году здесь открылся Острожский Высший коллегиум, позже переименованный в Острожскую Академию.