Детская травля настолько распространена, что может показаться не такой уж и серьезной проблемой. По оценкам, через нее проходят до 35% людей. Считается, что, повзрослев, они «обо всем забыли». Но воздействие буллинга на психическое здоровье может длиться всю жизнь. Одно из исследований даже предположило, что издевательства столь же разрушительны для психики, как и жестокое обращение с детьми, если не хуже.
Примерно 20% людей, подвергшихся издевательствам, испытывают некоторые психологические проблемы в дальнейшем, даже в возрасте 50 лет. Хотя некоторые из этих проблем, включая посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), легко обнаружить, другие бывает трудно распознать. Они могут варьироваться от необъяснимых приступов гнева до пожизненного ощущения собственной неполноценности.
Несмотря на то, что буллингу было посвящено огромное количество исследований, большая часть из них была сосредоточена на немедленных последствиях, вмешательстве и профилактике. Поэтому нам нужно больше исследований долгосрочных эффектов и новых форм издевательств, включая травлю онлайн.
Тем не менее, серьезные долгосрочные последствия буллинга относительно хорошо изучены. Исследования показали, что жертвы издевательств испытывают более ярко выраженные симптомы тревоги, чем другие. Издевательства также связаны с социофобией, которая часто переходит во взрослую жизнь и повышает риск развития личностных расстройств.
Депрессия - еще одно негативное последствие травли, которое может привести к суицидальным мыслям и даже попыткам самоубийства. Поэтому, если вы страдаете от депрессии или тревожности и были жертвой буллинга в прошлом, между этими явлениями может быть связь.
Одно из наиболее серьезных последствий школьной травли - посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Исследования показали, что у 40,5% девочек и 27,6% мальчиков проявляются симптомы ПТСР во время буллинга. Переживания этих людей иногда могут следовать за ними во взрослую жизнь. Негативные эмоции могут нахлынуть внезапно, например, при воспоминании эпизода травли, посещении школы или встрече с задирой в другой обстановке.
Хотя люди с тяжелой депрессией, тревожностью или посттравматическим стрессовым расстройством могут обратиться за помощью и выявить, что буллинг мог сыграть определенную роль в их душевном состоянии, симптомы, испытываемые остальными, проявляются не так явственно.
Самооценка - аспект, который является как фактором риска, так и следствием буллинга. Нетрудно заметить, что дети, которые страдают от повторяющихся издевательств в школе в то время, когда они все еще находятся в процессе личностного становления, могут страдать от серьезного и продолжительного снижения самооценки.
С другой стороны, ребенок с завышенной самооценкой с большей вероятностью будет запугивать сверстников. Однако этот эффект смягчается другими факторами: высокая самооценка приводит к издевательствам лишь в тех школах, где, по мнению учащихся, ощущается дурной климат.
Другим отличительным примером служит гнев, который является предпосылкой агрессии и связан с виктимизацией и активной позицией в буллинге. Задиры, как известно, исходят из желания причинить боль другому человеку, обычно мотивированного отрицательными эмоциями - агрессией, гневом и враждебностью. Но повторяющиеся издевательства могут обозлить жертв, что, в свою очередь, поддерживает цикл издевательств. Основное различие между задирами и жертвами заключается в том, что хулиганы демонстрируют более высокие уровни активной агрессии (поведение, рассчитанное на вознаграждение), тогда как жертвы демонстрируют более высокий уровень реактивной агрессии (гнев в ответ на угрозу).