В 2008 году исследователи Натали Бахо и Мишель Бозон провели большое количественное «Исследование сексуальности во Франции. Практики, пол и здоровье». Согласно его результатам, у среднего французского мужчины в течение жизни было около 11,6 сексуальных партнеров. Этот показатель не менялся с 1970 года. Среднее количество партнеров у женщин в 2008 году составило 4,4. В 1992 году этот показатель был равен 3,3, а в 1970 году — 1,8. В 2008 году 1,9% опрошенных замужних француженок и 1,7% женатых французов подтвердили, что до сих пор вместе со своим первым сексуальным партнером. 4% женщин и 4,1% мужчин рассказали, что имели близость с лицами одного с ними пола. Спустя 10 лет после исследования Бахо и Бозона журнал Le Point публикует спец-проект, посвященный тому, как менялась сексуальная жизнь французов.
Четыре «волны» сексуальной революции
Сексуальная революция произошла в 60-70-е годы ХХ столетия. Но, по мнению историка Сильви Стейнберг, истинное освобождение, в том числе и в интимной сфере, не может произойти в одночасье: оно подготавливается веками. Исследовательница опубликовала книгу под названием «История сексуальностей». В ней Стейнберг пишет, что путь французского общества к сексуальной свободе начался в XVIII веке, когда общество поставило под вопрос установки, навязанные институтом церкви и касающиеся семейной жизни. С точки зрения Стейнберг, сексуальная революция в меньшей степени была вызвана табуированностью темы интимных отношений, чем принято полагать. Главная же причина — демография. Именно она привела к трем «волнам» сексуальной революции во Франции. «Использование противозачаточных средств, законодательство, в том числе касающееся абортов, сыграли главную роль», — пишет историк.
Первая «волна» XVIII века была вызвана ростом детской смертности. Французы решили взять в собственные руки свое здоровье и здоровье своих детей, и стали осмотрительней подходить к вопросу деторождения, а соответственно и к связям. На этот процесс наложилась новая идея о браке по любви. Это тоже частично способствовало тому, что французы стали обзаводиться потомством позже, реже и меньше.
Вторая «волна» пришлась на 80-е годы XIX столетия и связана была с именем доктора Мадлен Пелетье. Она родилась в 1874 году в Париже и в умерла в 1939 году в сумасшедшем доме, куда ее отправили в качестве наказания за проведение подпольных абортов. Пелетье ратовала за право женщин самостоятельно распоряжаться своим телом и делать аборт. Ее поддерживали жители городов, однако обитатели сельской местности продолжали смотреть на деторождение глазами представителей церкви.
В мае 1968 года прошла третья «волна» сексуальной революции во Франции. В стране бэби-бум. Молодые люди «подпитывались» идеями Вильгельма Райха и Магнуса Хиршфельда, а сексуальность стала одним из двигателей социального освобождения.
Наконец, в 1972 году доктор Пьер Симон опубликовал первый в истории доклад, посвященный сексуальной жизни французов. Объективация интимной сферы способствовала тому, что сексуальность превратилась в одну из тем политических споров.
По мнению Сильви Стейнберг, именно эти четыре «волны» привели к тому, что вопрос сексуальности сегодня многомерен и касается в равной степени и удовольствия, и демографии, и медицины, и политики.
«Французам все любопытно»
В интервью журналисту Le Point социолог, заслуженный член Национального центра научных исследований Жанин Моссюз-Лаво рассказала, что «французам все любопытно» и «что для них табу практически не осталось». Она недавно опубликовала результаты своего исследования «Сексуальная жизнь во Франции». Во время работы над ним, социолог на условиях анонимности побеседовала с 65 мужчинами и женщинами в возрасте от 19 до 85 лет, разных сексуальных ориентаций и пристрастий, с различным семейным положением и профессиональной ситуацией. Встречи с ними позволили ей обрисовать картину сексуального поведения французов лучше, чем это могли бы сделать любые количественные исследования. Моссюз-Лаво видит слабость количественных исследований сексуальности в том, что они основываются на фактах, а не на понимании личных историй. «Люди рассказывали мне свои жизненные истории тет-а-тет, в атмосфере доверия и неспешности, которая помогает раскрываться и говорить о личном, о таком, о чем они, может, никогда ни с кем не говорили — так редко мы беседуем о собственной сексуальности», — рассказывает Моссюз-Лаво. Движение MeToo и многочисленные сообщения о сексуальном насилии, появившиеся в социальных сетях, не удивили социолога — по ее словам, такие истории она слушала регулярно на протяжении нескольких месяцев.
Похожее исследование Моссюз-Лаво проводила в 2000 году. Результаты нового исследования показали, что французы стали свободнее говорить о своем опыте и предпочтениях, чем 18 лет назад. «Нам кажется, что наше общество целомудренней, чем когда-либо было, но это не так, в реальности французы невероятно свободны», — говорит социолог.
Все еще табу
По словам Жанин Моссюз-Лаво, общество склонно преувеличивать влияние порнографии на развитие молодого поколения. «В самом деле, все больше и больше подростков хотя бы раз в жизни видели порнографические изображения, однако это не означает, что они на них смотрят каждый вечер. И они прекрасно проводят различие между тем, что видят на картинках, и реальностью», — рассказала исследовательница Le Point. Что, по ее мнению, явление по-настоящему новое, так это широкое распространение сайтов и приложений для знакомств — не только романтического, но и сексуального характера. «Туда спешат, чтобы не остаться в одиночестве», — комментирует Моссюз-Лаво.
Французы свободно говорят о своих предпочтениях и интимном опыте, и кажется, будто табуированных тем и вовсе не осталось. Это не так. «В нашем очень гедонистическом обществе не признают исчезновения желания, ни в обществе близких людей — в этом друзьям признаются разве что под пытками, ни даже в самой паре», — рассказывает Моссюз-Лаво. Результаты ее исследования показали, что угасание влечения никак не связано с возрастом людей в паре: «Я видела многие молодые пары, у которых нет близости. Внешне в таких парах царит взаимопонимание и всем вокруг кажется, что они образцовые, но в интимной сфере больше ничего не происходит. Люди устают — на работе, в транспорте, и это убивает желание», — объясняет социолог.
А как же любовь?
По признанию Жанин Моссюз-Лаво, одним из главных условий, которое она сама себе поставила во время работы над исследованием, было не отделять любовь романтическую от любви плотской. «Сексуальность реже, чем все думают, отделена от чувств и эмоций. И, кстати, мужчин это касается ничуть не меньше, чем женщин», — говорит исследовательница.