Ким Чен Ын заявил, что он окончательно ликвидирует свой главный ядерный комплекс только в том случае, если Соединенные Штаты предпримут аналогичные меры
Лидеры Северной и Южной Кореи объявили о широком спектре соглашений, которые, по их словам, стали важным шагом на пути к установлению мира на Корейском полуострове. Но главное обязательство по денуклеаризации содержало важное условие: лидер КНДР Ким Чен Ын заявил, что он окончательно ликвидирует свой главный ядерный комплекс только в том случае, если Соединенные Штаты предпримут аналогичные меры.
По сравнению с неопределенным языком двух предыдущих саммитов в начале этого года, Ким и президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин во второй день своей встречи договорились об амбициозной программе, предназначенной для ослабления прошлогодней напряженности, когда многие опасались войны.
Ким пообещал принять международных инспекторов для наблюдения за закрытием ключевого ракетного испытательного полигона и стартовой площадки, и в скором времени посетить Сеул, и оба лидера пообещали работать вместе, чтобы попытаться провести летнюю Олимпиаду в 2032 году.
Но, хотя их совместное заявление содержит несколько интересных предложений, сам документ не оправдал ожидания Вашингтона, - например, Ким не обязался предоставить список своих ядерных объектов, поэтапную временную шкалу их закрытия или соглашения, позволяющего международным инспекторам оценивать прогресс или выявлять нарушения. Также неясно, каких «соответствующих шагов» КНДР хочет от США.
Вопрос в том, станет ли Дональд Трамп продолжать с той точки, где остановился Мун? В своем твите о соглашениях корейских лидеров американский президент отметил: «Очень волнительно!».
Мун и Ким бок о бок огласили совместное заявление группе репортеров из Северной и Южной Кореи после закрытого заседания в среду утром. «Мы договорились сделать Корейский полуостров землей мира, свободной от ядерного оружия и ядерной угрозы, - сказал Ким. - Путь к нашему будущему не всегда будет плавным, и мы можем столкнуться с трудностями и испытаниями, которых мы не в силах предвидеть. Но мы не боимся встречного ветра, потому что наша сила будет расти, когда мы будем преодолевать каждое испытание, опираясь на силу нашей нации».
Мун находится под все большим давлением со стороны Вашингтона, который настаивает, чтобы Ким в одностороннем порядке отказался от своего ядерного арсенала.
Трамп утверждал, что у него и Кима прочные отношения, и со времен их последней встречи в Сингапуре оба лидера выразили заинтересованность в последующей встрече на высшем уровне. Северная Корея требует декларации, формально заканчивающей Корейскую войну, но ни один из лидеров не упомянул об этом в среду при оглашении совместного заявления.
Тем временем, Мун и Ким предприняли конкретные шаги для снижения напряженности на своей границе.
Согласно заявлению, подписанному главами министерств обороны, две Кореи согласились создать буферные зоны вдоль своих сухопутных и морских границ, чтобы уменьшить напряженность и предотвратить случайные столкновения. Они также договорились о выводе 11 охранных пунктов из демилитаризованной зоны к декабрю и создании бесполетной зоны над военной демаркационной линией, которая делит Корейский полуостров пополам.
В отличие от первоначальных твитов Трампа, восхваляющих саммит, новость вызвала быстрый и негативный ответ со стороны сенатора-республиканца Линдси Грэма, который написал в Твиттере, что он обеспокоен тем, что визит подрывает усилия госсекретаря Майка Помпео и посла ООН Никки Хейли навязать «максимальное давление» КНДР.
«Пока Северная Корея не прекратила испытывать ракеты и ядерные устройства, она НЕ идет в направлении денуклеаризации», - пишет он.