Забавная статья появилась 1 октября в лондонской The Times. Журналист Дэвид Сандерсон приоткрывает страничку недавней истории, связанной с приходом к власти в России Владимира Путина. Многие считают единственным виновником этого бедствия Бориса Березовского, но на самом деле свой маленький вклад в это дело внесла и британская разведка МИ-6.
«Сэр Richard Dearlove, возглавлявший Секретную разведывательную службу с 1999 по 2004 год, сказал, что накануне президентских выборов в России в 2000 году к нему обратился один высокопоставленный офицер КГБ в Лондоне, просивший MI-6 о помощи, – пишет Дэвид Сандерсон. – Офицер спросил, пожелает ли Блэр, который тогда был премьер-министром, побывать на премьере оперы Прокофьева "Война и мир" в Мариинском театре в Петербурге вместе с Путиным».
По словам самого сэра Ричарда, у них в Лондоне была долгая дискуссия о том, следует ли Тони Блэру принимать приглашение. В конце концов, они решили, что это «необычный и уникальный шанс». Тони Блэр составил Владимиру Путину компанию.
Для Путина это действительно был уникальный шанс – появиться в респектабельном обществе накануне своего назначения на пост президента России. В чем состояла уникальность для г-на Блэра, не вполне понятно.
«Помощь MI-6 Владимиру Путину в период его прихода к власти, когда ведомство гарантировало присутствие Тони Блэра на светском мероприятии вместе с ним, теперь вызывает сожаление, признался бывший руководитель службы», – пишет The Times.
Возможно в МИ-6 этого не знают, но все хорошо делать вовремя. Запоздалые сожаления мало чего стоят. Британская разведка и мистер Блэр «навели глянец» на репутацию Путина, то ли притворяясь, что не видят угрозы в приходе к власти полковника КГБ, то ли в самом деле не понимая этого. В конце концов у них в запасе была помощь зала или звонок другу. Ни тем, ни другим они не воспользовались.
В России всегда была популярна мысль о том, что свободный Запад должен помогать народам порабощенных стран в борьбе с тиранией. Увы, чаще всего это было совсем не так.
В свое время писатели Ильф и Петров в романе «12 стульев» весьма злобно высмеяли тех в Советской России, кто полагался на солидарность Запада в борьбе с большевиками.
Между тем, уже в 30-е годы одним из лозунгов антикоммунистического Народно-трудового союза были слова «Никто за нас не сделает российского дела!» И даже добровольцы Русской освободительной армии генерала Власова, воевавшие под немецкими знаменами, понимали, что в конечном счете только они сами могут что-то изменить в России.
Позже диссиденты, защищая права человека в Советском Союзе, апеллировали к Западу, но не столько в надежде на реальную поддержку, сколько используя международные обязательства СССР как средство давления на коммунистическую власть.
Сегодня все остается по-прежнему. Надежды на то, что кто-то на Западе серьезно заинтересован в установлении демократии в России, весьма иллюзорны. Тем более что это не под силу сделать никому, кроме самих российских граждан.И когда-нибудь мы конечно сделаем это. Без всякой помощи с Запада. Никто ее и не ждет. Можно не помогать, но хотя бы не мешайте нам, подыгрывая врагам российской свободы.