«Путин – это война!» — Борис Немцов

«Путин – это война!» — Борис Немцов

В минувшее воскресенье наследники славы великих русских флотоводцев устроили небольшое морское сражение фактически под одним из пролетов Крымского моста. Бесстрашные моряки-пограничники с помощью авиации и приданого спецназа грудью преградили путь вражескому флоту, не дав ему прорваться в акваторию нашего внутреннего моря – Азовского. Абсолютно уверен – все, кто сегодня посмеют усомниться, что Азов наше внутреннее море лишь на том смешном основании, что оно омывает часть украинской территории, будут признаны предателями и врагами России.

Итак, два боевых украинских катера и один буксир плыли из украинского города Одесса в другой украинский город, Мариуполь. Маршрут их пролегал через Керченский пролив по той простой причине, что по морю никак иначе из Одессы в Мариуполь добраться невозможно. (Нельзя исключать, что со временем Украина построит судоходный канал между Черным и Азовским морями севернее Крыма, превратив полуостров в остров. Но пока этого не случилось.) Как утверждает украинская сторона, все формальности были соблюдены – российскую сторону загодя предупредили о планах украинских моряков. Тут важно отметить, что беспрепятственное прохождение российских и украинских судов (хоть гражданских, хоть военных) через Керченский пролив обусловлено договором, который обе державы подписали еще пятнадцать лет назад и о денонсировании которого ни одна из сторон пока не заявляла. Впрочем, после захвата Крыма и фактической оккупации части юго-восточных областей этой страны апелляция к международному праву применительно к России выглядит несколько наивно. Все последние годы наша страна это самое право хладнокровно игнорирует.

Пока сложно прогнозировать все последствия инцидента, что случился на входе в Азовское море 25 ноября 2018 года. Но факт остается фактом – в этот день российская погранслужба инициировала прямое боестолкновение между вооруженными силами России и Украины. Примерно в восемь часов вечера российские пограничные катера открыли огонь на поражение по украинским судам. После чего суда эти были захвачены и отбуксированы в порт Керчи. Итог – шестеро раненых (двое, как сообщает украинская сторона, тяжело), а двадцать три гражданина Украины были взяты в плен. Поздним вечером того же дня Совет национальной безопасности и обороны Украины, охарактеризовав действия России в Азовском море как «акт прямой агрессии», принял решение о введении в стране военного положения. Оно вступит в силу в том случае, если будет поддержано парламентом страны, который соберется на внеочередное заседание в четыре часа дня в понедельник.

Эскалация любого конфликта – вот главная внешнеполитическая доктрина сегодняшней российской власти. Нынешним обитателям Кремля кажется (возможно, кстати, справедливо), что никакого иного способа остаться внутри мировой повестки у них не осталось. Другое дело, что такое положение вещей как раз и стало следствием всей российской внешней политики последних лет. Главный вопрос, который сегодня стоит перед цивилизованным миром в связи с глобальной российской угрозой: а существует ли, в принципе, та черта, которую Владимир Путин переступить не осмелится? Вопрос, отнюдь, не праздный, если учесть, что мы говорим о державе, обладающей ядерным оружием.

Очень хочется верить, что большой войны избежать удастся. Что мировое сообщество найдет рычаги воздействия на, кажется, уже совершенно сбрендивших кремлевских начальников, полностью утративших ощущение реальности. Ну, а нас с вами ждет неминуемый всплеск милитаристской истерии в федеральных СМИ, нескончаемый псевдопатриотический вой и призывы «мобилизоваться всей страной перед лицом внешней угрозы»… Но это-то мы выдержим, нам не впервой. Однако призыв, который много десятилетий звучал иронично и саркастично, теперь уже так совершенно не выглядит. Поэтом повторю: лишь бы не было войны!  

АЛЕКСАНДР РЫКЛИН