Президент Путин во время Всероссийского открытого урока 13 декабря призвал россиян опираться только на себя и не ждать помощи от государства. Но этот совет актуален не для всех соотечественников. В частности, в большом интервью, которое глава Чеченской республики Рамзан Кадыров дал сотруднице телеканала «Россия 24», продемонстрирован принципиально иной взгляд на отношения с российским государством: «Люди думают, что Россия дает Кадырову большие деньги, поэтому Чеченская республика цветет и расцветает. Если бы по программе (имеется в виду федеральная целевая программа. – И. Я.) нам необходимые деньги выделили – мы сделали бы больше. И еще больше, если бы нам не мешали». Бюджет Чечни на 84% состоит из поступлений из федерального бюджета. Республика много лет находится в лидерах дотационных регионов России. При этом во время встречи с Кадыровым в феврале этого года глава российского правительства Дмитрий Медведев с удовлетворением заявил, что «республика становится самодостаточной». Какой смысл российский премьер вкладывает в прилагательное «самодостаточный», понять до сих пор не может никто. Возможно, разгадка кроется в пояснении Рамзана Кадырова, которое он дал еще в 2011 году, когда объяснил, что деньги Чечне «дает Аллах». Вероятно, именно Аллах подсказал Путину удовлетворить просьбу Кадырова о передаче Чечне компании «Чеченнефтехимпром», которая находилась в федеральной собственности и которой на правах аренды управляла компания «Роснефть» Игоря Сечина. Соответствующий указ Путин подписал накануне дня рождения Кадырова, что характеризует отношения глав Чечни и России как семейные, когда близкие люди дарят друг другу ценные подарки. То, что этот подарок был фактически отобран у другого близкого человека, Игоря Ивановича Сечина, показывает место Кадырова в иерархической лестнице российской власти.
Само интервью Кадырова федеральному телеканалу, не только его содержание, но и видеоряд, может служить наглядной иллюстрацией отношений Чечни и России. На лице сотрудницы «России 24» намертво приклеена подобострастная улыбка, которая в зависимости от темы становится то умилительной, когда речь идет о личной жизни Кадырова, то восторженной, когда Кадыров рассказывает о том, какой он воин и как он правит Чечней. Глава Чеченской республики сидит, развалившись в кресле, постоянно почесывает себе поочередно то голову, то гульфик. С речеиспусканием у Кадырова проблемы, поэтому сотрудница «России 24» ловит каждое его слово и услужливо вставляет недостающие, чтобы в итоге звуки, издаваемые главой Чечни, приобрели членораздельность и осмысленность.
Само собой разумеется, что никаких глупых вопросов о правах человека в Чечне смышленая сотрудница «России 24» Кадырову не задала. На вопрос о месте женщины в Чечне глава республики пояснил: «Если она (женщина) будет допускать ошибки, то это всю жизнь для нее пятно». «Вы сейчас о чести, конечно?» — уточнила сообразительная сотрудница «России 24». «Да, о чести», — подтвердил Кадыров.
Наверняка и Кадыров, и его подобострастная собеседница знают или хотя бы слышали о только что опубликованном исследовании, в котором обнародованы факты убийств «чести» на Кавказе, в том числе и в Чечне. Речь идет об убийствах женщин их родственниками с целью очищения той самой «чести» семьи, о которой говорил Кадыров. Женщин убивают, если они нарушили местные обычаи или если самого «нарушения» не было, а кто-то распустил об этом слух.
Рамзан Кадыров с Россией не церемонится. Вполне открыто заявляет, что правозащитникам не место в Чечне. А на деле в подведомственном ему регионе не место и российским правоохранительным органам, а также российским законам. Свое будущее и будущее своего народа Кадыров связывает не с «русским миром», а с мусульманской цивилизацией. Нет, конечно, ничего зазорного в том, что дети Кадырова учат арабский язык, о чем он с гордостью сообщает в интервью «России 24», как нет ничего плохого в том, что Кадыров старается развивать связи с Саудовской Аравией и другими странами исламского мира. Но в совокупности с тем, что в Чечне вполне открыто признается, что нормы ислама стоят выше российских законов, взаимоотношения Чечни и России выглядят следующим образом. Включенная силой в состав Российской империи два века назад Чечня не стала ее органической частью. Чеченцы все эти два века сопротивлялись ассимиляции, восставали и воевали за свою независимость. Сегодня формальное нахождение Чечни в составе России держится исключительно на симбиотическом союзе двух диктаторов: Путина и Кадырова. Путин «кормит» Кадырова и позволяет ему вести себя в России как в завоеванной стране. В обмен на это Кадыров называет себя «пехотинцем Путина», выполняет для него отдельные «деликатные» поручения за рубежом и демонстрирует готовность поддержать Путина в случае угрозы свержения его режима. В случае краха путинского режима и последующего за ним распада РФ – этот вариант становится все более вероятным – Кадырову придется искать поддержку у режимов исламского мира и уже окончательно интегрироваться в этот мир. Именно поэтому его дети и учат арабский язык.
А пока отношения с Россией Кадыров честно сформулировал: дай больше денег и не мешай!