28 апреля 1994 г., ушел из жизни знаменитый актер театра и кино, народный артист СССР Олег Борисов, который запомнился миллионам зрителей по ролям в фильмах «За двумя зайцами» и «Крах инженера Гарина». Многие коллеги и режиссеры его называли гордецом и не любили из-за непростого и заносчивого характера, и по этой же причине у него часто возникали конфликты с руководством. Из-за этого актеру пришлось уйти из театра, а однажды на «Мосфильме» его и вовсе отлучили от съемок на 2 года…
На самом деле его звали Альбертом. В детстве его звали Аликом, а уже в школе-студии МХАТ он стал Олегом, хотя по паспорту всегда оставался Альбертом. О своем рождении он позже рассказывал: «У меня ощущение, что еще в утробе матери я начал браниться. «Не хочу на эту землю, ну ее... вообще погоди рожать, мать», – кричал я ей из живота, лягаясь ногами. Она говорит, что-то слышала, да ничего не поняла. В это время гостил в Москве бельгийский принц Альберт. Все как положено, с официальным визитом, красивый, не кривоногий. Мать возьми да назови меня в его честь».
С момента первого его появления на сцене всем было понятно, что зажглась новая звезда. Его талант был настолько самобытным и неординарным, что с ним не решались спорить даже самые маститые режиссеры. Он мог заявить признанному мэтру: «Вы не готовы к репетиции», – и уйти со сцены. Театр был для него и алтарем, и каторгой. Многие коллеги считали его замкнутым и заносчивым, однако это было следствием не завышенной самооценки, а очень высоких требований ко всем представителям актерской профессии и, в первую очередь, к самому себе. Сын актера Юрий говорил: «Вот говорили: Борисов – высокомерный. Я могу согласиться с таким определением. Но смотря что вкладывать в смысл этого слова. То есть это была действительно высокая мерка. И по этой высокой мерке он мерил всех. Прыгни на эту высоту, и тогда будем тягаться. Никто просто не мог прыгнуть».
Кинодебют Олега Борисова состоялся в 1955 г., а спустя 5 лет он сыграл роль, которая на долгие годы стала его визитной карточкой, – цирюльника Голохвастова в комедии «За двумя зайцами». Несмотря на невероятный успех этого фильма, это амплуа за Борисовым так и не закрепилось, и его комедийный талант остался не востребован – чаще всего ему предлагали роли сомневающихся интеллигентов и трагических героев, которые тоже ему удавались великолепно! Очень часто Борисову доставались роли второго плана, но и в них он иногда затмевал главных героев. Так было, например, в фильмах «Балтийское небо» и «Дайте жалобную книгу».
Нередко он упускал возможность сыграть главные роли из-за того, что не находил общего языка с режиссером. Когда в 1979 г. Александр Зархи приступил на «Мосфильме» к съемкам «Двадцати шести дней из жизни Достоевского», в роли писателя должен был выступить Олег Борисов. Но разошелся во взглядах с режиссером – ему казалось, что тот хочет представить «опереточного Достоевского», и ушел со съемок, когда была уже отснята треть картины. В январе 1980 г. директор «Мосфильма» Николай Сизов вызвал актера на разговор и объявил ему об отстранении от работы на 2 года. Борисов рассказывал: «Разговор длился минуты три-четыре. Я чувствовал себя постаревшим Чацким, готовым выкрикнуть: «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!» Моя «Софья» – Женечка Симонова (она играла в фильме роль жены Достоевского) – хотела совершить такой же поступок – уйти с картины, но я, как мне кажется, отговорил ее: «Тебе нельзя этого делать. Перетерпи. Тебя больнее накажут». И еще с сожалением подумал, что горе мое – не от большого ума, а от недомыслия – совершенно непозволительного в моем возрасте. За это и наказан…».
Его называли гордецом, но актер и сам этого не отрицал: «Быть мальчиком, подающим мяч, быть все время в запасе – тут уж мое почтение... увольте!.. Говорили, что зазнался. Мне это всю жизнь говорили». Режиссер Георгий Товстоногов время от времени приглашал Борисова на главные роли, но не любил его за въедливость и дотошность. Он говорил: «С ним вам будет, как в аду. Каждую секунду будет останавливать репетицию и о чем-то допытываться. Характер – уф!». Своему коллеге-режиссеру, который собирался пригласить Борисова на главную роль в спектакле, он советовал: «Не дай бог, тебе придется с ним работать. Он тебя замучает. Он отказывается от любых режиссерских предложений, никого не слушает. Дурнохарактерный человек, упрямый, гордый, заносчивый».
Из-да интриг и зависти, которые часто вынуждали его уходить из театральных коллективов, Олег Борисов предпочитал общаться с людьми, далекими от мира искусства. У него было много друзей среди спортсменов, долгие годы он был очень близок с Валерием Лобановским и ходил на все матчи «Динамо». Комедия «За двумя зайцами» стала своеобразным талисманом этой команды – тренер считал, что этот фильм приносит удачу и настраивает игроков на победу, поэтому перед матчами футболисты часто его пересматривали.
Несмотря на разногласия с режиссерами и коллегами, Олег Борисов был настолько предан своей профессии, что продолжал выходить на сцену в течение 16 лет, зная о том, что смертельно болен – у него было редкое заболевание крови, лимфолейкоз. О его болезни в театре никто даже не подозревал. 28 апреля 1994 г. знаменитый актер ушел из жизни. Его сын Юрий говорил: «Он все сыграл. Все, что мог. Большие артисты много и не играют».