Подконтрольный России Киевский райсуд Симферополя арестовал фигурантов восьмого крымского дела "Хизб ут-тахрир" Рустема Эмирусеинова, Эскендера Абдулганиева и Арсена Абхаирова на срок до 13 апреля. Об этом сообщает "Крымская солидарность", не уточняя имени судьи или судей, которые вынесли решения.
Все слушания проводились в закрытом режиме. Множество местных жителей, пришедших поддержать земляков, дожидались окончания разбирательств перед зданием суда.
39-летний Эмирусеинов и 21-летний Абдулганиев - жители пгт Октябрьское (Бююк-Онлар) Красногвардейского района Крыма; 32-летний (по другим данным, 33-летний) Абхаиров - из села Амурское (Алабаш-Конрат), примыкающего к Октябрьскому с юга. Абдулганиев - грузчик, Абхаиров - разнорабочий. У Эмирусеинова трое детей, у Абхаирова - двое, в том числе полугодовалый сын.
Эмирусеинов - сын активиста "Крымской солидарности" Решата Эмирусеинова. По косвенным данным, после аннексии полуострова за российским гражданством Эмирусеинов-младший не обращался. В ноябре 2017 года выходил в одиночный пикет с плакатом "Мусульмане - не террористы". Выезжал в Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону поддерживать фигурантов ранее сфабрикованных дел в Крыму дел "Хизб ут-тахрир".
Обыски по делу прошли рано утром в четверг. Именно в этот день недели оккупанты особенно часто проводят рейды против коренного населения Крыма. В крымскотатарской среде эти рейды получили название "чистый четверг".
Силовики явились к крымским татарам около 6 утра. Обыском у Эмирусеинова руководил следователь крымского главка ФСБ по особо важным делам подполковник юстиции Сергей Махнев. Несколько лет назад он же - еще в звании майора - участвовал в фабрикации второго крымского дела "Хизб ут-тахрир" - ялтинско-алуштинского.
Во всех трех домах были изъяты электронная техника, а также печатные издания - книги, журналы и газеты.
Во время обысков у каждого из домов собрались группы земляков. Особенно много людей пришло к дому Эмирусеинова. Когда задержанного после обыска выводили в машину, чтобы везти на допрос, он трижды выкрикнул "Такбир!" (ар. возвеличивание - призыв произнести фразу "Аллаху акбар!". Всякий раз, услышав призыв земляка, все собравшиеся хором громко произносили эту фразу, стоя прямо напротив спецназовцев с автоматами. Далее Эмирусеинов несколько раз продекламировал шахаду - исламский символ веры (арабская фраза, означающая "Нет божества, кроме Бога, и Мухаммад - его посланник). Земляки также повторяли эту формулу за ним хором.
В УФСБ по аннексированным Крыму и Севастополю было официально оформлено задержание фигурантов в качестве подозреваемых. Эмирусеинову инкриминирована часть 1 статьи 205.5 российского УК (организация деятельности террористической организации; от 15 лет до пожизненного срока), двум другим фигурантам - часть 2 этой же статьи (участие в деятельности такой организации; от 10 до 20 лет колонии).
Защитой Эмирусеинова занялся адвокат Эмиль Курбединов, Абдулганиева - Лиля Гемеджи, Абхаирова - Эдем Семедляев. Гемеджи первоначально не допускали к клиенту, ссылаясь на то, что следственные действия еще не ведутся. Однако вскоре ей дали возможность пройти в управление.
Как рассказывал адвокат Курбединов, на допросе Эмирусеинов заявил под протокол, что связывает возбуждение против него дела со своей общественной активностью. Он также указал, что является гражданином Украины, и в этой связи потребовал соблюдать в отношении него нормы Женевской конвенции 1949 года о защите гражданского населения во время войны. Он подчеркнул, что в соответствии с этим документом его не имеют права судить по российским законам и вывозить из Крыма.
Давать показания по существу дела активист отказался.
Отказались от дачи показаний и двое других задержанных. Абхаиров помимо этого потребовал, чтобы при всех следственных мероприятиях присутствовал переводчик на крымскотатарский язык. Следователь ходатайство удовлетворил.
Абдулганиев заявил, что вину не признает. Через адвоката он передал матери записку, в которой призвал: "Будь сильной. Аллах испытывает любимых рабов. Гордись мной".