Дневники Любови Шапориной - интереснейший исторический источник о жизни и взглядах подпольной антикоммунистической России. Шапорина дает всему происходящему очень четкие и жесткие оценки. Однако при этом ее дневник наполнен шовинистическими и антисемитскими пассажами. Немилы ей не только евреи, но и поляки, грузины и другие нацменьшинства. Именно в нерусском происхождении большевистских вождей она видит корень их преступлений. Шапорина мечтает о том, чтобы «отобрать Царьград у бусурман и водрузить крест на Ая-Софию». При всем резко критическом отношении к большевикам она восхищается тем, что Россия (при них якобы) «стала сильнее, чем когда-либо».
Судя по дневникам, Шапорина была хорошим и неглупым человеком. Однако она, как и другие люди ее круга, с детства усвоила полный набор великодержавных предрассудков. Ими пичкали ее и в семье (отец был царским прокурором), и в институте благородных девиц, где она училась.
Комплекс взглядов, который она вынесла из царской России и сохранила в СССР, был близок к европейскому фашизму. Недаром Шапорина писала в начале войны: «Россия не может погибнуть, но она должна понести наказание, пока не создаст изнутри свой прочный фашизм». Как будто бы Слава Сурков диктовал :)
Именно фашизм (а не демократия) был в России наиболее реальной альтернативой большевизму. Колчаковский генерал К. Сахаров писал в эмиграции: «Белое движение было даже не предтечей фашизма, а чистым проявлением его. Действительно, если пристально вглядеться в стимулы, двигавшие белыми, то в них выступает всё то же, что создаёт фашизм в других странах». Не удивительно, что множество белых генералов и русских правых интеллектуалов с восторгом поддержали Муссолини и раннего Гитлера (в том числе любимый философ путинской элиты Ильин). Только из-за патологической русофобии фюрера некоторые из них потом отказались от своих нацистских симпатий.
Перспектива фашизма в России в 20 веке лишь отодвинулась, но не исчезала. При Путине сбылась мечта Шапориной, Ильина, Флоренского, Лосева - страна все-таки обрела свой «прочный фашизм».