Доброго времени суток всем Друзьям. Об основных событиях, находившихся в центре внимания в США и американских СМИ в течение последней недели.
* Рашагейт и другие расследования, касающиеся президента и его администрации занимают и будут продолжать занимать очень существенное место в американской политической жизни.
- Когда в среду в нескольких СМИ появились сообщения о том, что спецпрокурор Роберт Мюллер не далее как на следующей неделе представит отчет о своем расследовании генпрокуорору Барру, первой реакцией многих было удивление с сильным оттенком огорчения. В пятницу со ссылкой на официального представителя министерства юстиции поступило другое сообщение, о том, что отчет Мюллера на следующей неделе не ожидается. Однако, дело на самом деле не в том, когда будет закончено расследование, проводимое спецпрокурором Мюллером. Очень хорошая статья на эту тему появилась в четверг в газете Нью-Йорк Таймс. Ее автор - известный юрист Нил Кетиал, один из разработчиков положения министерства юстиции о специальном прокуроре, действующего с 1999 года. Основная мысль статьи состоит в следующем. С одной стороны, расследование, проводимое спецпрокурором Робертом Мюллером, охватывает довольно ограниченную сферу. Согласно постановлению зам. генпрокурора Рода Розенстайна, учредившего 17 мая 2017 года должность спецпрокурора и назначившего Роберта Мюллера на эту должность, сфера расследования определяется уголовным делом о вмешательстве России в американские выборы в 2016 году и других, возможно связанных с этим преступлений. Позднее Род Розенстайн издал два меморандума, подробно очерчивающие, что именно может расследовать Роберт Мюллер, кроме непосредственного вмешательства России в выборы.
Нужно отметить, что сфера расследования специального прокурора весьма узкая. Она касается преступлений, которые могли быть совершены во время участия тех или иных людей в избирательной кампании или совершенных ее участниками до собственно избирательной кампании, в особенности, если их противоправные действия, совершенные в прошлом, могли влиять на их действия во время избирательной кампании. Сфера расследования спецпрокурора охватывает также возможные попытки препятствования правосудию в виде создания препятствий расследованию.
Однако, как совершенно справедливо отмечает Нил Кетиал, расследование Роберта Мюллера не охватывает целый ряд других сфер, где Трампа, его администрацию, членов его семьи и близких к ним людей может ждать едва ли не больше неприятностей, причем даже значительно больше. Так, федеральной прокуратурой Южного округа Нью-Йорка расследуются дела о нарушении закона о финансировании политических кампаний (по этому делу бывший адвокат и решала Трмпа Майкл Коэн признал себя виновным, в обвинительном заключении фигурирует Трамп под именем «Индивидуум 1» в качестве организатора и соучастника, а Коэн приговорен к трем годам заключения). Той же прокуратурой расследуется дело о финансовых преступлениях инаугурационного комитета Трампа (республиканский политический лоббист Сэм Паттэн уже признал себя виновным в том, что выступил «серым донором» комитета, став посредником для перечисления туда денег украинским олигархом Сергеем Левочкиным, в том время как пожертвования в инаугурационный фонд от иностранцев запрещены законом). Прокуратурой штата Нью-Йорк расследуются серьезные финансовые нарушения, совершенные благотворительным фондом Трампа. Этой же прокуратурой расследуются дела и готовится предъявление обвинений Полу Манафорту в неуплате штатных налогов и мошенничестве при получении кредитов (по этим делам, находящимся в штатной юрисдикции, Трамп не сможет помиловать Манафорта). Отдельными делами является расследуемое федеральной прокуратурой в Вашингтоне дело Марии Бутиной, признавшей себя виновной в том, что была незарегистрированным российским агентом и сотрудничающей со следствием. А Бутина занималась тем, что наводила мосты между Россией и NRA – национальной ассоциацией производителей стрелкового оружия, крупнейшим донором республиканской партии. Организовала в декабре 2015 года поездку верхушки NRA в Москву и встречи с высокопоставленными кремлевскими деятелями, включая Лаврова. Федеральной прокуратурой в штате Монтана отдельно расследуется дело ее бойфренда, обвиненного в отмывании денег.
Трамп и его окружение потратили очень много усилий на то, чтобы дискредитировать расследование Роберта Мюллера. Но даже если предположить, что расследование Мюллера закончилось бы сегодня, стало ли Трампу бы легче? Вряд ли. Над ним будут висеть другие расследования, которые проводятся другими отделениями федеральной прокуратуры и прокуратурой штата Нью-Йорк. Причем, по одному из них Трамп уже является «необвиненным соучастником» (по делу Коэна), а это означает, что как только истекут его президентские полномочия, ему могут немедленно быть предъявлены обвинения, причем вообще не имеющие никакого отношения к Рашагейту. Только начались расследования проводимые надзорным, юридическим, финансовым комитетами Палаты Представителей и его комитетом по разведке. И надо сказать, что тут же появились новости, подтверждающие, что далеко не только Рашагейта следует опасаться Трампу.
- В пятницу газета Нью-Йорк Таймс и агентство AP сообщили очень интересную информацию. Согласно источникам журналистов Майкл Коэн, бывший адвокат и решала президента, приговоренный к трем годам заключения, встречался в январе с федеральными прокурорами в прокуратуре Южного округа Нью-Йорка и передал им информацию о возможных злоупотреблениях в семейном бизнесе президента и о подозрительном доноре его инаугурационного комитета. Согласно источникам речь шла о получении Трампом крупных страховых сумм по фиктивным страховым случаям. В частности, о получении им в 2005 году $15 миллионов от страховой компании за ущерб, который якобы нанес ураган его поместью Mar-a-Lago во Флориде, в то время как ущерба на самом деле не было. А также о миллиардере Имааде Зубери из Калифорнии, который перечислил в инаугурационный фонд Трампа необычно большую сумму $900 тысяч и предлагал также лично Коэну стать его консультантом (а по сути платить Коэну за помощь в доступе к президенту). Коэн приговорен к трем годам заключения, но по федеральному кодексу прокуратура в течение года после вынесения приговора может попросить суд смягчить наказание, если осужденный окажет ей существенную помощь в расследовании других дел.
- Если вернуться к расследованию Роберта Мюллера, важно отметить следующее. Очень многие ждут от Мюллера ответа только на один вопрос: был ли сговор между Трампом и его предвыборным штабом и Россией. Если да, был, то хорошо, тогда расследование оправдано. А если нет, не было, то тогда Трамп оправдан, а Мюллер зря потратил время. Это, как мне кажется, совершенно неправильная постановка вопроса. Дело в том, что в федеральном кодексе вообще нет такого преступления как «сговор». Имевшие место совершенно конкретные контакты между представителями предвыборного штаба Трампа (Манафорт, Гейтс, Стоун) с агентами российского ГРУ, между представителями того же штаба (Манафорт, Дональд-младший, Кушнер) и посланниками российских властей (Весельницкая и К) во время предвыборной кампании и ближнего круга Трампа (Флинн, Коэн, Кушнер) с высокопоставленными российскими официальными лицами уже доказаны и подтверждаются документами и свидетельскими показаниями. Что же касается эффективности расследования Мюллера, то давайте взглянем на цифры.
На сегодняшний день специальный прокурор предъявил обвинения в совершении преступлений 35-ти фигурантам. 26 из них (включая Килимника) являются гражданами России, находятся там и не досягаемы в связи с этим для правосудия. 8 обвиняемых являются гражданами США, один – гражданином Нидерландов. 8 человек признали себя виновными по всем предъявленным им обвинениям, в том числе один из них (Манафорт) – после того как был признан виновным по части обвинений судом присяжных. По делам четырех обвиняемых уже вынесены судебные приговоры. Двое из признавших свою вину ожидают приговоров (Флинн, Гейтс), продолжая сотрудничать со следствием. Коэн продолжает сотрудничать со следствием уже после вынесения приговора. Только один из обвиняемых-граждан США на сегодняшний день не признает себя виновным (Стоун), его будет судить суд присяжных.
Спецпрокурор предъявил также обвинения трем российским компаниям – ольгинской фабрике троллей и двум компаниям, финансирующим ее операции.
Как уже было сказано выше, ряд дел были выделены в отдельные производства и расследуются другими федеральными прокуратурами, а не офисом спецпрокурора.
- В пятницу спецпрокурор Роберт Мюллер направил в федеральный суд в Вашингтоне меморандум с обоснованием наказания по второму, «вашингтонскому» делу Манафорта. Спецпрокурор не предложил конкретный срок лишения свободы, но указал в меморандуме, что Манафорт не заслуживает никакого снисхождения и смягчения наказания, поскольку не раскаялся и не признал реальной своей ответственности за совершенные им преступления, более того, заключив сделку с прокуратурой и, формально признав свою вину, совершил новые преступления, сознательно и систематически давая ложные показания как федеральным прокурорам, так и в большом жюри. В меморандуме указывается, что Манафорт совершил тяжкие преступления и должен в полной мере ответить за них. Манафорту может грозить до 10 лет заключения по «вашингтонскому» делу. По «вирджинскому» делу спецпрокурор потребовал приговорить его к сроку от 19.5 до 24.5 лет заключения. Приговор по «вирджинскому» делу будет вынесен 8 марта, а по «вашингтонскому делу» 13 марта. Манафорт, которому в этом году исполнится 70 лет, имеет все шансы провести остаток жизни за решеткой. Что будет, если его помилует Трамп, я уже писал – ему готовит обвинения прокуратура штата Нью-Йорк, и на дела, находящиеся в юрисдикции штатов, помилование президента не распространяется.
* Коротко о других новостях.
- Разгорается серьезный скандал вокруг министра труда в администрации Трампа Алекса Акосты. Будучи ранее федеральным прокурором в штате Флорида, он помог фактически уйти от ответственности насильнику и организатору «секс-клуба» миллиардеру Джеффри Эпштейну, который вовлек в сексуальные утехи более 30 несовершеннолетних, самой младшей из которых было 13 лет. Акоста заключил с ним сделку, по которой он отделался полуусловным сроком в 13 месяцев, в течение которого должен был только ночевать в привилегированной тюрьме, имея возможность днем находиться на свободе и заниматься своим бизнесом. Против Акосты 11 лет назад был подан иск жертвами Эпштейна и их родственниками в связи с тем, что он нарушил закон, не проинформировав жертвы о сделке, которую он собирался заключить с преступником (а был обязан это сделать). Результатом длившегося 11 лет (!) разбирательства стало то, что в четверг суд постановил, что Акоста нарушил закон.
- В пятницу близкому другу Трампа миллиардеру Роберту Крафту, владельцу одной из сильнейших команд NFL New England Patriots, были предъявлены федеральной прокуратурой во Флориде обвинения в двух случаях принуждениия к занятию проституцией. Имя Крафта входит в список 25 человек, которым предъявлены обвинения в связи с торговлей людьми и принуждении их к проституции в спа-салоне Orchids of Asia Day во Флориде. В «салоне» работали проститутками молодые девушки из Китая. При этом ФБР располагает как минимум двумя видео, зафиксировавшими как сам Крафт расплачивается за их услуги. Вот такие у нас тут дела. Президент уверяет, что торговля людьми осуществляется через границу с Мексикой и что оттуда из-за отсутствия забора якобы везут женщин с заклеенными скотчем ртами. Подтверждения этим рассказам Трампа никто пока не нашел. Но вот федеральные следователи обнаружили совсем иной канал торговли людьми, с которым оказался связан друг президента.
- В пятницу журналистам удалось задать Трампу несколько вопросов. В частности его спросили, не считает ли он, что его риторика могла привести к тому, что лейтенант береговой охраны Крис Хассон, арестованный ФБР на прошлой неделе, готовил теракты против ряда видных деятелей демократической партии и известных журналистов. Президент ответил: «Нет, моя риторика очень хорошая». Только за несколько дней до этого Трамп в очередной раз назвал газету Нью-Йорк Таймс «истинным врагом народа». Сколько раз президент называл врагами демократов, всех вместе, и многих конкретно, журналистов, конкретные газеты и телеканалы, я даже не берусь считать. Точно знаю, что за время моей жизни в США такого уровня нетерпимости, как в последние два года, проявляющейся в самых разных аспектах жизни, никогда не было.
* Следующая неделя будет интересной.
- Майкл Коэн даст показания в трех комитетах Конгресса – во вторник на закрытом заседании комитета по разведке Сената, в четверг – на закрытом заседании комитета по разведке Палаты Представителей, а в среду – на открытых слушаниях в надзорном комитете Палаты Представителей, с телетрансляцией на всю страну. Жаль, буду в это время на работе, причем буду очень занят весь день.
- Трамп встретиться во вторник-среду в Ханое с председателем Кимом, как теперь называют товарища Ким Чен Ына в официальных сообщениях представители администрации. Любопытно, что в интервью CNN в воскресенье утром госсекретарь Помпео сказал, что считает, что Северная Корея по-прежнему является угрозой, де-факто не согласившись с президентом, заявлявшим, что она больше угрозой не является.
- Во вторник в Палате Представителей состоится голосование по резолюции, блокирующей введение Трампом чрезвычайного положения на границе с Мексикой с целью получить деньги на строительство стены. Ожидается, что резолюция будет принята большинством голосов, после чего ее обязан будет в течение 18 дней рассмотреть Сенат. Трамп уже заявил, что в случае принятия резолюции Конгрессом наложит на нее вето. В федеральные суды подано уже несколько судебных исков с требованием признать указ президента о чрезвычайном положении незаконным. В том числе подан иск от имени 16 штатов их генеральными прокурорами.
Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья и хорошей следующей недели.