Во время президентской избирательной кампании команда кандидата Владимира Зеленского старательно избегала конкретных обещаний. Лозунги носили общий характер. Такие, как конец эпохи бедности, конец эпохи жадности, президент – слуга народа и так далее. С одной стороны в этом есть железная логика – если не было конкретных обещаний, то никто не сможет с конкретикой обвинить в их невыполнении. Но мы не в суде, а фактически на старте новой избирательной кампании, теперь уже парламентской. И то, что ты никому ничего конкретного не обещал, совсем не означает, что ты никому ничего не должен.
Да, по логике избирателя президент уже должен. Должен быстро решить целый ряд вопросов. У народа есть конкретные ожидания, о чем свидетельствуют свежие социологические опросы. А для рейтинга нет принципиальной разницы между невыполненными обещаниями и обманутыми ожиданиями. И тут уже избранный президент Зеленский оказывается на растяжке, выйти из которой без потерь не получится. Он не сможет сделать то, чего от него ждут. Объективно не сможет, разве что ценой больших потерь на другом фланге. Как не мог этого сделать и Порошенко. Но избирателя не устроят логичные объяснения на фоне обманутых завышенных ожиданий. Опять-таки, пример Порошенко тут тоже наглядно это показывает. Итак, чего ждут украинцы от избранного президента, и чего он не сможет им дать.
Главная проблема Украины сегодня это война на Донбассе. Об этом говорят соцопросы (мнение 60% граждан) и здоровая логика. Война сдерживает инвестиции, заставляет бизнес больше сосредотачиваться на живых деньгах и движимом имуществе, а также негативно влияет на кредитные рейтинги. Война пожирает кучу ресурсов и вытягивает из производственного процесса активную часть населения. Война это трагедия, потери, нервное напряжение и постоянные убытки. Это понимают все. Но не все понимают так же хорошо, что закончить конфликт на Востоке президент Украины по своей воле может только одним способом – капитуляцией на условиях Кремля. Просто, потому что ключ от мира находится не в Киеве, а в Москве и не Киев начал войну и продолжает поддерживать огонь агрессии. А если за тобой в лесу погнался медведь, то погоня заканчивается не когда устал ты, а когда устал медведь.
Капитуляция недопустима – этого не примет большая часть избирателей. Более того – даже попытка согласиться на все условия России чревата для нового президента Майданом и свержением. А мир на украинских условиях «вывод российских войск, возвращение контроля над границей и компенсация ущерба» (именно такую позицию для РФ уже озвучил Зеленский) Кремль категорически не устраивает. То есть конфликт будет продолжаться. При этом часть избирателей Зеленского, в первую очередь на Юге и Востоке, вопреки логике ждала от президента быстрого мира и уступок агрессору. Отказ от такого сценария к Майдану не приведет, но по рейтингу ударит. Как ни поступай – ты теряешь. Вот такая растяжка. Увы, не единственная.
Во внутренней политике победителя выборов тоже ждет неприятный сюрприз. Порядка 40% избирателей согласно последним соцопросам ждут, что президент снизит тарифы. Не имеет никакого значения, что по Конституции президент к тарифам не имеет отношения. Также не имеет никакого значения, что этот нюанс команда Зеленского уже озвучивала в СМИ. Люди ждут снижения. И этих людей 40%. Их на выборах кандидаты убедили, что такая возможность существует. Переубедить большинство нереально и без рейтинговых потерь тут не обойтись. Впрочем, один вариант есть, но он тоже далеко не безупречен.
Действительно, президент не устанавливает тарифы. И никак не влияет на цены, которые формирует рынок. Но вот те тарифы, которые устанавливает своими решениями Кабмин, президент запросто может отменить. Есть у него такое право. Кабмин, правда, может принять новое решение. И президент снова может его отменить. Бесконечная игра получится. Вот только отмена старого решения правительства (или нескольких) о повышении тарифов может принести массу проблем совсем с другой стороны. Кабмин повышал тарифы совсем не из жадности или от скуки. Причины было две – объективная реальность и привязанные к этой реальности требования МВФ.
Так что формально снизить тариф президент может, но тогда Фонд заморозит программу стенд-бай, рассчитанную на 14 месяцев. Это 3,9 млрд. евро. А в этом году у нас рекордные выплаты по внешним долгам – более 15 млрд. При резервах НБУ менее 21 млрд. и отрицательном торговом сальдо. Даже если мы избежим дефолта, какой будет курс через три месяца? Тут возможны самые страшные сценарии. И если пенсия вдруг станет эквивалентна 10 – 20 долларам, а средняя зарплата порядка сотни в месяц, благодарить за тарифы никто не станет. Рухнет рейтинг. То есть и в этой ситуации президент на растяжке – оправдать ожидания выйдет дороже, чем разочаровать избирателя.
Таким образом, ситуация для уже официального президента, которому до инаугурации осталось меньше месяца, выглядит далеко не радужно. Настоящий набор ловушек, избежать которых невозможно по объективным причинам. И отсутствие конкретных обещаний во время кампании никак не защитит от разочарования электората и падения рейтинга к осени. Увы, это объективная реальность и Зеленскому тут можно только посочувствовать. Как и любому другому на его месте. Да, он никому ничего не обещал. Так и ему никто не обещал, что будет легко. Добро пожаловать в реальность.