Ее называют актрисой с уникальной творческой биографией: при том, что Любови Соколовой почти не доставалось главных ролей, она сыграла в рекордном количестве фильмов, и ее лицо знакомо миллионам зрителей. Чаще всего она появлялась на экране в образе матери, за что заслужила прозвище «всесоюзной киномамы», или играла роли женщин с трудной судьбой – из-за тех трагедий, которые ей довелось пережить, эти образы получались самыми глубокими и достоверными.
Любовь Соколова появилась на свет в 1921 г. в простой семье, и в юности она и предположить не могла, что когда-нибудь станет актрисой. После школы она переехала в Ленинград и поступила в пединститут на филологический факультет, а в свободное от учебы время подрабатывала носильщицей на вокзале. Однако о сцене Любовь мечтала еще с тех пор, как в школе начала заниматься в драмкружке и участвовать в художественной самодеятельности. И когда она узнала о том, что режиссер Сергей Герасимов набирает учеников в актерскую школу при «Ленфильме», решила испытать судьбу. И ей удалось пройти конкурс и попасть в число тех 22 счастливцев, которых выбрали из 1200 претендентов.
Во время учебы Любовь познакомилась со студентом актерского факультета и в мае 1941 г. вышла за него замуж. А через месяц началась война. Во время блокады в Ленинграде Соколова потеряла мужа и свекровь, и сама она чудом осталась жива. Зимой 1942 г. ее вывезли по «Дороге жизни» из города, после чего ей удалось перебраться в Москву. Поскольку блокадников принимали в любое учебное заведение без экзаменов, девушка решила поступить во ВГИК. После пережитых ужасов она уже ничего не боялась: «Конечно же, я оптимист. Ведь я пережила блокаду, а это… После такого мне теперь ничто не страшно. Был бы хлеб, а остального человек сам добьется, если есть здоровье».
Ее кинодебют состоялся в 1948 г. в фильме «Повесть о настоящем человеке», где она сыграла эпизодическую роль медсестры, однако первые киноработы Любови Соколовой не были замечены широкой публикой. Долгие годы ни в ее творческой судьбе, ни в личной жизни не было больших удач – на одиночество актриса обрекла себя сама, и после 16 лет такой жизни уже и не ждала перемен.
Позже Соколова рассказывала: «После того как я потеряла своего первого мужа, очень долго не хотела заводить никаких любовных романов. Ни выходить замуж, ни рожать – ничего не хотела. Слишком многого я насмотрелась в блокаду и знала, что человеческая жизнь не стоит даже кусочка хлеба... Но вот на съемках «Хмурого утра» в 1958 году очень активно стал ухаживать за мной Георгий Данелия. Он буквально ходил за мной по пятам. Он скрывал свой возраст и убедил меня, что мы ровесники. В конце концов, и я в него тоже влюбилась –- он ведь поразительный человек, талантливый, умница, чувства юмора – море… Я полностью погрузилась в семейную жизнь. Это была моя стихия. Я любила домашнее хозяйство, мыла, убирала, готовила: раньше всех вставала – позже всех ложилась. Я из-за семьи отказалась от больших ролей: и помыслить невозможно было оставить семью на месяц и больше, уехать в экспедицию... 3 августа 1959 года я родила сына – Николая». На тот момент ей было 38, а мужу – 29, но тогда эта разница в возрасте помехой не казалась.
Жизнь с режиссером оказалась очень сложной – он часто пропадал из дома на несколько дней, заводил романы с другими женщинами и не скрывал этого, позволял себе выпить лишнего, но жена терпела, прощала и оставалась с ним до тех пор, пока он после 26 лет совместной жизни не решил уйти от нее, чтобы жениться на своей новой возлюбленной. А в 1985 г. в жизни актрисы случилась еще одна трагедия: при невыясненных обстоятельствах погиб их 26-летний сын. Его тело нашли в квартире отца, он лежал с телефонной трубкой в руках. Обстоятельства его гибели остались загадкой. После пережитого работа стала для Любови Соколовой спасением и смыслом жизни.
Хотя режиссеры предлагали Соколовой, в основном, роли второго плана, она была очень востребованной актрисой. Она снималась очень много, отказываясь от ролей только тогда, когда ей доставались отрицательные персонажи: «Я не хотела играть людей, совершающих неблаговидные поступки. Я перенесла столько горя, а тут – стать человеком, который творит зло!». Она была очень доброй, отзывчивой и мягкой, поэтому ей часто предлагали роли матерей. Ее «детьми» в кино стали Барбара Брыльска, Валерий Золотухин, Никита Михалков, Олег Янковский, Юрий Соломин и многие другие известные актеры, которые называли ее «наша мама».
Актриса рассказывала: «Первым так окрестил меня режиссер Ниточкин. Помню, во время съемок услышала за спиной: «Ну, где же наша всесоюзная киномама?» Поначалу и не подумала, что про меня это. А потом так и приклеилось. Называли и «всесоюзной», и «вселенской». Только не забывайте, что я еще и кинобабушка». Любовь Соколова стала самой востребованной актрисой советского кино, сыграв в общей сложности 389 ролей. За это достижение она и попала в Книгу рекордов Гиннесса – как самая снимаемая актриса.
В 1994 г. актриса попала в автокатастрофу и оказалась в реанимации. Ее удалось спасти, а вот ее коллега и подруга Майя Булгакова погибла. Любовь Соколова смогла перенести и этот удар и снова нашла спасение в работе. Она снималась в кино до последних дней, пока ее сердце не перестало биться. Это случилось в 2001 г., за полтора месяца до ее 80-летия. В памяти миллионов зрителей она осталась лучшей мамой советского кинематографа.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/060818/39993/