Для Вии Артмане эта работа была своеобразным подведением итогов – фильм снимали специально к ее 50-летию, а для молодого актера Ивара Калныньша «Театр» стал удачным стартом кинокарьеры. Однако эта роль сыграла с ним злую шутку…
Фильм «Театр» режиссера Яниса Стрейча стал одним из самых известных проектов Рижской киностудии. В конце 1970-х гг. по заказу Центрального телевидения выпустили несколько фильмов-бенефисов к юбилеям известных советских артистов. Так, Евгений Гинзбург снял музыкальную картину «Бенефис Людмилы Гурченко», а на Рижской киностудии решили в качестве бенефиса к 50-летию Вии Артмане сделать экранизацию романа Сомерсета Моэма «Театр». При этом режиссер шел на определенный риск, так как историю о стареющей актрисе и ее молодом любовнике могли запретить в любой момент.
По тем временам фильм действительно был слишком смелым, о чем рассказывал Ивар Калныньш: «В какой-то момент мы осмелели настолько, что сняли два варианта сцены, в которой мой Том Феннел выходит из ванной навстречу Джулии, которую играла Вия. По сюжету с моих плеч спадало полотенце. Так вот, в первом варианте, который мы для себя назвали «шведской эротикой», полотенце падало на пол, и в кадр попадала моя голая попа. А второй вариант – «польский» – был более целомудренным, я успевал подхватить полотенце и показывал только спину. Я легко согласился играть эту сцену – и с полотенцем, и без него, потому что я совершенно не стеснялся Артмане».
Вия Артмане и Ивар Калныньш так убедительно смотрелись в образах любовников, что после выхода фильма тут же возникли слухи об их романе за кадром. Поводы для этого давали и сами актеры. Вия Артмане признавалась, что у нее много общего с героиней, и на вопрос о том, не сыграла ли она в «Театре» саму себя, отвечала: «Да, конечно. Я не могу сыграть того, чего нет во мне. К мужчинам я неравнодушна. Считаю, что, если было бы наоборот, это было бы противоестественным. Но это не значит, что они все перебывали в моей постели».
Слухи подогревались и публикациями о процессе съемок – известным фактом было то, что актера на роль молодого любовника Вия Артмане выбирала сама. Якобы режиссер предоставил ей право выбрать одного из претендентов самостоятельно, и она указала на Ивара Калныньша. Впрочем, сам актер говорил, что это было не совсем так: «Понимаете, в тот момент я уже был выбран – главным режиссером! Но Янис Стрейч под бенефис актрисы просто сделал такой красивый жест: уже зная, кто каких персонажей будет играть, как бы предоставил возможность выбора и Вие. Мы с ней, кстати, работали в одном театре – отсюда, видно, и потянулась ниточка. Но на съемочной площадке эта наша встреча оказалась первой и последней, к сожалению».
Актеры действительно симпатизировали друг другу – иначе, по их словам, они не смогли бы сыграть так убедительно, но никакого романа между ними не было. Ивар Калныньш признавался: «Уж слишком достоверно играют!» – считали наши коллеги по труппе в Театре имени Яна Райниса. Они были убеждены, что это Артмане пропихнула меня на эту роль как своего любовника. Слышать это было очень неприятно… Я уважал ее. Следовала какая-то влюбленность, потому что такие чувства нам приходилось играть. Но мы всегда оставались на «вы». К ней непросто было подойти, поздороваться. Это был целый ритуал. Она требовательна к себе и к другим. Но с ней всегда было интересно. Съемочный период я даже не помню. Он прошел как мгновение».
Кинорежиссер Илья Хотиненко говорил о легендарной актрисе: «Она умела держать дистанцию, за которую перейти нельзя. То есть при всем коммуникативном комфорте есть расстояние вытянутой руки, за которое перейти нельзя».
Хотя кинодебют Ивара Калныньша состоялся еще в 1972 г. и к моменту съемок в «Театре» в его фильмографии было уже больше 10 работ, дорогу к славе ему открыл именно этот фильм – после роли Тома Феннела он стал знаменит во всем СССР. Однако эта популярность сыграла с ним злую шутку: после «Театра» актер надолго «застрял» в амплуа героя-любовника и коварного соблазнителя. Ни режиссеры, ни зрители не хотели замечать других красок его актерского таланта.
Статус героя-любовника тяготил Калныньша, он говорил: «Это амплуа меня буквально преследовало и в театре, и в кино, где после «Театра» я снялся в нескольких салонных историях: «Сильве», «Зимней вишне». Но, слава Богу, я смог оторвать эту этикетку, доказал и зрителям, и режиссерам, что способен не только разъезжать в каретах. Сыграл более чем в 70 фильмах – мелодрамах, боевиках, детективах, даже комедиях». Хотя до сих пор актер подчеркивает, что без этого фильма не состоялась бы его актерская судьба.
Если с выбором главных героев проблем не было, то с остальными персонажами возникли определенные сложности. Руководство предлагало свою кандидатуру на роль служанки, но режиссер настоял на том, чтобы утвердили непрофессиональную актрису, реквизитора Рижской киностудии Илгу Витолу – она настолько внешне попадала в типаж, что никто другой не мог с ней конкурировать.
Во многих советских фильмах прибалтийских актеров озвучивали русские коллеги – по мнению руководства, герои должны были говорить без акцента. Так произошло и с фильмом «Театр»: героиню Вии Артмане Джулию Ламберт озвучила Антонина Кончакова, служанку Илги Витолы – Римма Маркова, лорда Таммерли – Игорь Ясулович, героя Ивара Калныньша – Сергей Малишевский (во многих следующих фильмах он озвучивал своих героев сам, как, например, в «Зимней вишне», и фирменный акцент стал его визитной карточкой).
Бюджет фильма был ограничен, и хотя режиссеру удалось убедить руководство Центрального телевидения увеличить его вдвое, денег все равно не хватало. И вместо задуманных 30 костюмов для главной героини пошили только 6. Однако художник по костюмам нашла выход из положения: в тех сценах, где героиню Вии Артмане снимали только по пояс, она просто драпировала ее фигуру в разные ткани.
Одной из составляющих успеха фильма была не только великолепная актерская игра, но и музыка, написанная Раймондом Паулсом. К тому же режиссер уговорил его сняться в эпизодической роли пианиста. Янис Стрейч и сам исполнил одну из ролей в своем фильме – он предстал перед камерой в образе автора.