Многие уверены в том, что одну из самых знаменитых своих песен «Она была в Париже» Владимир Высоцкий посвятил Марине Влади, однако у строк «Но что ей до меня – она была в Париже, и сам Марсель Марсо ей что-то говорил» был совсем другой адресат. Дело в том, что Марина Влади не «была», а «жила» в Париже, к тому же стихи родились за год до знакомства с ней. А вот известная советская актриса Лариса Лужина действительно часто бывала за границей на кинофестивалях, но, узнав о том, что эта песня – о ней, не на шутку рассердилась…
В 1960-1970-х гг. Лариса Лужина была одной из самых востребованных и популярных советских актрис и одной из первых красавиц, которых знали не только в СССР, но и за рубежом. Ее судьба достойна того, чтобы стать отдельным сюжетом для фильма. Детство Ларисы Лужиной прошло в блокадном Ленинграде. Тогда она потеряла старшую сестру, отца и бабушку, а сама чудом осталась жива. После войны она с матерью переехала к родственникам в Таллинн, где они ютились в 6-метровой комнатке. Первое время ей приходилось спать на стульях – там даже не было кровати. Семья жила очень бедно, и позже актриса признавалась, что главным ощущением ее детства был голод.
Об актерской профессии Лариса Лужина мечтала еще в детстве, когда начала посещать школьный драмкружок. После окончания учебы она попыталась поступить в театральный институт в Ленинграде, но не прошла по конкурсу. Пришлось устроиться на фармацевтическую, а потом – на кондитерскую фабрику. Ее судьба могла сложиться совсем по-другому, если бы однажды она не решила попробовать себя в роли манекенщицы. Как-то раз она увидела объявление в газете о том, что девушек приглашают на «просмотр» (слова «кастинг» тогда еще не было) в Дом моделей. Лариса была очень худенькой, из-за чего еще в школе ее дразнили «плоскодонкой», и ее взяли на показ подростковых моделей.
Тогда профессия манекенщицы не только не была престижной, но и считалась легкомысленным занятием. Из-за этого Лужиной даже пришлось оставить работу секретаря в министерстве здравоохранения Эстонии – начальство было против того, чтобы сотрудники занимались таким «предосудительным» делом. Сама она вспоминала, что этот труд не был сплошным праздником – на примерках нужно было часами стоять в одной и той же позе, после чего ломило все тело. Но благодаря модным показам и тому, что ее фотографии появились в модном журнале «Силуэт», на красоту Лужиной обратили внимание режиссеры и предложили ей эпизодическую роль в фильме «Незваные гости». На съемках она познакомилась с актрисой Лейдой Лайус, и та показала ее фотографии режиссеру Сергею Герасимову. После этого Лужину пригласили на прослушивание и приняли во ВГИК.
Первый успех пришел к ней после съемок в фильме «На семи ветрах» у Станислава Ростоцкого. Картину показывали на международных фестивалях, и вместе с группой Лужина в 1962 г. представляла фильм в Каннах. Для этой поездки ей из Дома моделей в Таллинне прислали два красивых платья, а во Франции эмигрантка Надежда Леже, жена французского модельера, подарила ей еще одно, в котором она произвела фурор. Во всех газетах потом писали: «Русская актриса была в платье, достойном самой Мэрилин Монро». После Канн она бывала на кинофестивалях в Дублине, Осло, Варшаве и даже ездила в Иран. А по возвращении в СССР Станислав Говорухин пригласил ее на съемки фильма «Вертикаль», где главную роль исполнил Владимир Высоцкий.
Об этих съемках у актрисы остались противоречивые впечатления. С одной стороны, она была счастлива работать в таком коллективе, с другой – тяжело переносила условия, в которых они находились в течение 5 месяцев. Съемки проходили высоко в горах Приэльбрусья, группа жила в палатках на леднике, где было очень холодно. Но потом Лужина признавалась, что никогда в жизни не видела ничего красивее этого пейзажа. К тому же атмосфера на съемках была неповторимой: «Вся съёмочная группа «Вертикали» – молодёжь, все влюблены в горы, счастливы. Благодаря фильму мы все узнали, как это – идти на преодоление, покорять вершину… Романтика настоящая… Мы не видели, как Володя пишет, но через какое-то время он уже представлял нам готовую песню. Высоцкий постоянно нам пел, уговаривать его не надо было… Володя мне интересен был просто как человек. А он... Может, у него что-то и было ко мне, кто знает...». Благодаря участию Высоцкого фильм «Вертикаль» стал культовым и принес актрисе невероятную популярность.
На тот момент Лужина была замужем за кинооператором Алексеем Чардыниным, который дружил с Высоцким, и поэт часто бывал у них в гостях. Он оказывал знаки внимания Ларисе, но она не отвечала ему взаимностью. Однажды Лужина рассказала ему о том, как во время поездки в Париж ей захотелось погулять по городу, но их делегации запрещали по вечерам выходить из гостиницы, и она ходила по соседней улице взад-вперед. Позже актриса со смехом рассказывала: «Можно сказать, что я произвела настоящий фурор – мужчины, глядя на меня, просто головы сворачивали. Когда, вернувшись в гостиницу, я похвасталась своим успехом, все расхохотались: «Ты ходила по Сен-Дени – знаменитой улице проституток, неудивительно, что тебя принимали за одну из этих девиц!».
Когда Лужина рассказала эту историю Высоцкому, он рассмеялся, а позже признался в том, что посвятил ей песню. Когда актриса ее впервые услышала, она была возмущена: «Наверное, я ждала иного, потому что «Она была в Париже» показалась мне не по-доброму насмешливой, и я даже немного обиделась. Меня очень задели слова «Пусть пробуют они. Я лучше пережду». Время все расставило на свои места, сегодня она вызывает у меня легкую грусть и воспоминания о Володе». Ей поначалу показалось, что адресат этих стихов – слишком легкомысленная барышня, и поэтому она долгое время не признавалась в том, что строки были адресованы именно ей. Этот секрет раскрыл в одном из интервью Станислав Говорухин, и Лужину засыпали вопросами о романе с Высоцком, которого на самом деле не было. Она до сих пор терпеливо объясняет журналистам, что их связывали только дружеские отношения, а увлечение Высоцкого быстро прошло. Впоследствии они не поддерживали связи и только здоровались при встрече.
После этого Высоцкий познакомился с Мариной Влади и вскоре на ней женился, а Лариса Лужина выходила замуж еще трижды, но на склоне лет осталась одна. Актриса признавалась: «Несмотря на четыре брака, настоящей любви я, как мне кажется, так и не испытала. Нет, конечно, я влюблялась и в меня влюблялись, но чувства эти довольно быстро проходили, а отношений, которые можно было пронести через всю жизнь, так и не случилось. Зато я счастливая мать и бабушка, у меня уже трое внуков».
Фильм «На семи ветрах» так и остался ее самой известной работой, в эпоху перестройки актриса почти перестала сниматься и вернулась на экраны только в начале 2000-х гг., когда ей стали предлагать роли в сериалах. И в зрелом возрасте она великолепно выглядит, но сожалеет о том, что не смогла в полной мере реализовать свой творческий потенциал – несмотря на более 100 работ в фильмографии, многие ее роли оказались проходными и не были замечены зрителями.