На что сейчас похож верхний гребень горы Эверест? На ирокез из 100 с лишним плотно укутанных альпинистов, ждущих своей очереди, чтобы добраться до вершины. Этот участок прославился под названием «зона смерти», так как в атмосфере недостаточно кислорода, чтобы человек мог дышать без посторонней помощи дольше нескольких минут. Альпинисты приносят дополнительные баллоны с кислородом и прочее снаряжение, но многие говорят, что длинные очереди привели к печальному рекорду - 11 летальным исходам на Эвересте в течение этого года.
Матерые альпинисты отмечают множество причин образования заторов и растущего числа погибших: начинающие скалолазы, которым потворствуют неопытные туроператоры, и неимущее непальское правительство, позволяющее слишком многим подниматься на вершину.
Нетрудно понять, как действуют побудительные мотивы для выполнения этой смертельной задачи. В нашей культуре, вращающейся вокруг социальных сетей, то, что когда-то было редкими достижениями в отдаленных частях света, теперь стало доступнее, чем когда-либо прежде. Вы видите, как бывший одноклассник покоряет Эверест и пишет об этом в Instagram, и загораетесь желанием повторить этот подвиг. Мы живем только раз, верно? Даже если вы - 50-летний офисный работник, нетрудно решить, что для такой задачи вам достаточно здоровья, и, кроме того, есть фирмы, которые помогут вам и наверняка скажут, если вам это не по силам.
Авторитетные компании сообщат прямо. Но есть также спрос на тех, кто скажет «да» практически любому альпинисту, готовому заплатить, и, конечно, - как сообщают BBC, Outside и другие источники - менее квалифицированные и менее опытные операторы поспешили заполнить этот пробел.
Стоимость путешествия стала дешевле, чем раньше, и, поскольку у большего числа людей появились лишние деньги, теперь они могут посещать места, которые когда-то были привилегией немногих. Это хорошо. Но это также означает, что в отношении спорных или опасных направлений как никогда необходимы блюстители правил, которые будут следить за обеспечением безопасности людей и сохранением природных богатств Земли.
Непал, где расположен Эверест, является одной из самых бедных стран Азии (и мира), а его величайший ресурс – природные красоты. Крупнейшая отрасль страны - туризм, и она продолжает расти - по данным Совета Непала по туризму, в прошлом году впервые число гостей превысило 1 миллион, обеспечив почти 8% ВВП страны. Свыше 500 из этих туристов покорили Эверест; многие взобрались на другие потрясающие горы этой страны. Для развивающейся нации, которая все еще восстанавливается после разрушительного землетрясения 2015 года, туристические доллары служат спасательным кругом.
Понятно, что правительство Непала хочет пропустить на гору как можно больше людей - каждый альпинист несет с собой десятки тысяч туристических долларов и столь необходимый правительственный доход.
Но это стоит жизни слишком многим - и туристам, и гидам. И в конечном итоге, это может отразиться и на Непале, если опытные альпинисты решат, что Эверест не стоит всей этой толчеи и риска, а менее опытные путешественники начнут (и не напрасно) переживать по поводу добросовестности операторов, которым они доверяются.