Главная проблема современности состоит в том, что
дураков не только больше, чем умных, но и в том, что
они дучше организованы.Конфуций-младший, 48 год
третьей эпохи белой козы
Рассаживайтесь поудобнее, я вам сейчас расскажу, как прекратила свое существование древняя демократическая Эллада.
Говорят, что первая мировая война случилась в 1914 году.
Это как посмотреть. Если «мировой войной» считать войну, в которую втянуты все цивилизованные страны, то такая война впервые случилась в 400-х годах до нашей эры. В историю она вошла под названием «Пелопонесской войны», но в реальности она была мировой, в нее оказался втянут весь тогдашний цивилизованный мир, от Сицилии до Персии.
Началась она и вправду, на Пелопонесах, как война межу Спартой и Афинами, но постепенно в нее вовлекались все новые союзники, пока не заполыхал весь мир. Шансов у Спарты было мало. В распоряжении Афин был самый мощный флот на средиземном море, а кто владеет морем, тот диктует условия войны.
А командовал афинским флотом полководец Алкивиад, человек больших разносторонних талантов, не только военных, но и политических, и экономических. С большим успехом громил Алкивиад стартанцев на всех фронтах, что снискало ему огромный авторитет.
Но вы понимаете, Афины демократическая страна, и если ты авторитетный политик, то в условиях демократии у тебя непременно найдется куча политических врагов, которым само твое существование мешает жить.
Случилось то, что и должно было случиться. Стоило Алкивиаду только отлучится из Афин, как среди простого афинского населения начинали распространяться слухи и многочисленных преступлениях Алкивиада, народ Афин проводил голосование и Алкивиада призывали к суду.
Алкивиад бросал свои военные дела, возвращался в Афины и с блеском опровергал обвинения. Простое Афинское население резко меняло свою точку зрения на противоположную и оправдывало Алкивиада. А пару раз даже казнило его обвинителей.
Но стоило Алкивиаду вновь отправится на войну, как как среди простого афинского населения начинали распространяться слухи и многочисленных преступлениях Алкивиада, народ Афин проводил голосование и Алкивиада призывали к суду.
Алкивиад бросал свои военные дела, возвращался в Афины и с блеском опровергал обвинения. Простое Афинское население резко меняло свою точку зрения на противоположную и оправдывало Алкивиада.
И так по кругу.
Афинские победы стали потихоньку пробуксовывать. Спарта понемногу воспряла духом и начала захватывать Афинские колонии на периферии, центр боевых действий переместился в Сицилию.
Алкивиад разработал блестящий план, позволяющий одним точным ударом разгромить Спарту и отправился на Сицилию в главе огромного объединенного флота.
Ну дальше вы понимаете, Стоило Алкивиаду только отлучится из Афин, как среди простого афинского населения начинали распространяться слухи о многочисленных преступлениях Алкивиада, народ Афин вновь переменил свое мнение и заочно проголосовал за казнь Алкивиада. Потому что народ вдруг прозрел и понял, что если этот мошенник Алкивиад вернется, он вновь оправдается, а всем эти суды уже надоели хуже горькой редьки.
За Алкивиадом был послан государственный корабль с приказом немедленно вернуться в Афины. Поскольку Алкивиад дураком не был, он понял что это означает и бежал к спартанцам, где и попросил политического убежища. Которое, конечно получил.
Ну вот скажите, если бы родина поступила бы с вами, как с Алкивиадом, вы бы обиделись? Вот и он тоже обиделся. А потому не только сдал спартанцам все пароли, явки и уязвимые места Афин, но и возглавил их, как бы сейчас сказали, «генеральный штаб».
В течение года Афины были разгромлены, и уже больше никогда не восстановились. А поскольку афинская демократия была системообразующим элементом всей древнегреческой цивилизации, древней Элладе тоже пришел конец. Через несколько десятилетий маленькое македонское царство без малейших усилий подмяло под себя прославленную, но ослабевшую, обессиленную и опустошенную войной Грецию.
А потом пришел Рим и подмял под себя Македонию. А вот подмял он ее под себя благодаря тому, что римская республика, помня историю Алкивиада, построила свою систему так, что римская демократия оказалась надежно защищена от дурака простого римского народа.