В промежутке между парламентскими выборами и приведением новоизбранных депутатов к присяге самое время разобраться в произошедшем.
А что, собственно, произошло?
Произошли парламентские выборы с рекордно низкой явкой, что было, в принципе, ожидаемо, учитывая летний сезон и общую усталость избирателя. На этих выборах произошёл оглушительный триумф бренда «Слуга народа». И если его победа по партийным спискам была понятна и естественна, то разгром, который бренд СН нанёс иным мастодонтам в мажоритарных округах, стал для многих неожиданностью.
Именно поэтому мы и говорим о бренде. Не партии — её не существует, не кандидатов — как корректно заметил свежеизбранным нардепам политтехнолог Потураев (всплывший джокером в команде Зеленского бывший политтехнолог Тимошенко, Пинчука, Вилкула и Корбана во время одних из самых грязных выборов в округе №205 в Чернигове), их роль в их собственной победе была невелика. Бренда. Парламентские выборы, как и президентские, выиграл Владимир Зеленский и его личный бренд.
Именно это позволило откровенно слабым кандидатам (вроде свадебного фотографа Штепы) победить довольно сильных (вроде Вячеслава Богуслаева). Интересно, что на некоторых округах «били й батька» — слабые кандидаты, выдвижение которых поначалу казалось результатом сговора и слива округов под фаворитов Игоря Коломойского из фракции «Відродження», внезапно выигрывали просто за счёт зелёной расцветки и надписи «Слуга народа». Именно поэтому многие кандидаты-самовыдвиженцы пытались хотя бы в символике, хотя бы в айдентике, хотя бы в цветах закосить под команду-победителя президентских выборов.
Есть даже подозрение, что результат мог бы быть ещё больше. Низкая явка (на многих периферийных округах по состоянию на 15:00 она была меньше 30%) оставляла простор для «подмахивания» в ряде «хорошо прикормленных» местными феодалами округов. А ведь как раз то, что политтехнологи называют «кухней последнего дня» (защиту достигнутых результатов), Зе-команда объективно тянула слабо просто из-за сильнейшего кадрового голода.
Что получили в итоге?
Монокоалицию из одной партии. И разнообразные жёстко враждебные друг другу оппозиции, объединение которых невозможно представить даже в порядке бреда, вокруг неё. «Ватную» в лице Медведчуковской «Оппоплатформы», национально-патриотическую «Европейской Солидарности», имени Юлии Владимировны Тимошенко и ещё отдельно непримкнувший к ним «Голос» с непонятной ориентацией.
Вообще, именно то, кто будет оппозицией / оппозициями в новом политическом цикле, остаётся пока главной интригой.
«Голос» и «Батькивщина» всю предвыборную кампанию напрашивались в коалицию с «Слугой», но разгромный счёт в 254 депутатских мандата последнего помножил на ноль их ожидания. И сейчас им в структуре Рады уготована только одна роль — поддержка решений правящей коалиции и конструктивная критика.
Так что кого из общей четвёрки назначат номинальной оппозицией и кому раздадут причитающиеся оппозиции по статусу парламентские должности (вице-спикера и глав нескольких комитетов) — будут единолично решать УЗеленского.
Но и это ещё не всё. В Раду по мажоритарным округам прошло 54 «штыка» самовыдвиженцев и представителей непарламентских партий. Это создаёт плодородную почву для формирования «именных» депутатских групп. Поскольку депутатская группа в следующем парламенте должна будет иметь 20 «штыков» (как самая маленькая фракция), то мы можем увидеть только две, и это при том, что интересантов под их создание минимум три — Коломойский, Ахметов и Аваков. Так что на всех не хватит. А это значит, что торги идут с небывалой интенсивностью и «депутатский штык» ещё никогда не стоил так дорого.
С оппозицией разобрались. Теперь давайте про коалицию. Хотя у «СН» и получилось создать монокоалицию, но монокоалицию очень рыхлую, проблемную и противоречивую.
И первая среди проблем — кадровая. Пётр Алексеевич Порошенко мог жаловаться на короткую скамейку запасных. Владимир Зеленский может жаловаться на её отсутствие. Помните, как Александра Данилюка пытались «клонировать», пророча его на целый ряд должностей и сфер ответственности, от экономики через дипломатию до национальной безопасности, где он в итоге и оказался? А такой ли уж он светоч? Нет, просто других не завезли.
Других не завезли и сейчас. Кого ставить главами облгосадминистраций? Кого назначать на другие должности?
А как заставить работать фракцию, набранную наспех из разнообразных, порой почти случайных людей? Некоторые из которых друг друга вполне искренне не любят — уже вылезшая наружу неприязнь между Давидом Арахамией и Александром Дубинским ни разу не наиграна. Как быть с тем, что внутри фракции могут быть очень разные взгляды по ряду болезненных вопросов, начиная от мемориалов УПА и заканчивая запретом «ВКонтакте»?
Съезд в Трускавце — будем честны, никакой не тренинг. Нельзя выучить депутата из свадебного фотографа за экспресс-курс на сотню с гаком человек. Это обычный тимбилдинг. Попытка стрясти из случайных людей команду, заставив их хотя бы перезнакомиться друг с другом и почувствовать минимальную общность. Нужная штука с точки зрения организации процесса, но поможет ли? Нужно будет выработать общие правила работы. Нужно будет бороться с крысятничеством. А ведь для этого тоже нужны люди.
Как заставить фракцию голосовать в едином порыве? Посадить депутатов на дополнительную фракционную зарплату в пару-тройку тысяч долларов с доплатой за результат? Или, как в случае Партии регионов в своё время, заставить сдавать карточки бригадирам, голосующим по отмашке главного смотрящего? Вопросы, вопросы.
Состоится ли полноценная узурпация власти одной группой? Мы в этом сомневаемся. В первую очередь — из-за внутреннего состояния новой команды, где тоже есть свои группы по интересам, свои зависимости, свои перетягиватели одеяла (так, например, тот же Богдан пользуется доверим первого лица… и, пожалуй, всё).
А вот чего следует опасаться, так это новой эпохи рейдерства. К власти слишком близка финансово-промышленная группировка, чуждая любых ограничений и готовая воспользоваться тем фактом, что наше государство окончательно перестало даже притворяться правовым. Уже известный кейс Sky Up, где суды прямо и нагло работают с несуществующим истцом, свидетельствует — нет пределов беспределу. Но так только кажется. Рано или поздно комбинация бесконечной наглости и бесконечной жадности в Украине всегда приводит к краху даже самых жирных мастодонтов. Многие тяжеловесы, от Лазаренко до македонских, не дадут соврать.
Чего ждать в ближайшем будущем? Однозначно отмены депутатской неприкосновенности. Это усилит контроль новой власти над депутатским корпусом — пока он ещё достаточно послушен для того, чтобы заставить его ограничить собственные полномочия своими же руками. При этом речь идёт даже не о контроле над собственной фракцией — в этом детсаде ещё не успели обрасти коррупционными доходами и бизнесами. Отмена неприкосновенности — инструмент обеспечения лояльности оппозиции. Причём всей — от «Оппоплатформы» и будущих депутатских групп из 54 «неопределившихся» до ЮВТ и «Голоса» (представьте себе, даже там есть субъекты с несколькими возбуждёнными против них уголовными делами).
Для управляемости монокоалиции и обуздания мажоритарщиков (не только коалиционных, а вообще всех) в ближайшее время могут принять императивный мандат и процедуру отзыва депутата. При этом мажоритарщиков посадят в позицию Труффальдино — слуги двух господ. С одной стороны, их заставят в обязательном порядке принимать участие не только в пленарных заседаниях, но и в работе комитетов ВР, а с другой — введут норму о возможном отзыве депутата, если он не появляется на округе и не решает накопившиеся там проблемы.
Нам очень интересно, как и какими силами будет решать проблемы людей на округе в Запорожье уже упомянутый фотограф Штепа? Понятно, что никак. Так что подвесят таких мажоритарщиков знатно, шаг в сторону — и прощай, мандат.
Хотя мы и не прогнозируем быстрого принятия новой Конституции, но локальных изменений в действующую редакцию Основного Закона будет принято много. Благо для этого у «Слуг» есть даже и конституционное большинство. «Слуги» плюс предлагавшие им дружбу Тимошенко и Вакарчук в сумме как раз имеют 300 голосов. Прибавьте сюда ещё хотя бы одну депутатскую группу и — алле-оп! — ситуационное конституционное большинство для принятия некритичных (не затрагивающих интересы основных спонсоров) конституционных изменений готово.
Что-же касается изменения раскладов в результате непрекращающейся «битвы якодзун» — противостояния политических тяжеловесов, то очень и очень вероятным является сбрасывание с парохода современности Арсена Борисовича Авакова. В новом «зелёном» мире ему будет очень сложно удержать своё место, свой альтернативный центр власти. Слишком уж он важен и потенциально опасен.
Но как «сбрасывание»? Арсен Борисович — он уже как памятник: ни посадить, ни полностью избавиться от него уже не получится. Но вот сменить статус со всесильного министра МВД, чья деятельность по «обеспечению честных и прозрачных выборов» стала одним из факторов сокрушительной победы Зеленского и «Слуги народа», до обычного олигарха, уважаемого политика и «собственника» своей депутатской группы — это то, что мы увидим уже в самое ближайшее время.
Поэтому, вероятно, сразу после приведения к присяге новой Рады нас ждёт много интересного.