В антикремлевский вариант русского языка давно и прочно вошли "ихтаннеты", а теперь в нем появились еще и "оннебилы". Карусель вокруг отказа силовиков признать наличие в своих рядах сотрудника, избившего девушку, привела к подобному ответу со стороны населения.
Реакция пригожинской ботофермы не заставила себя долго ждать. Сначала пользователям инфопомоек сообщили, что это была не девушка, а транссексуал, который "раскидал шестерых полицейских". Потом боты подхватили - "Разве это бил? Даже нога не сломана!"
Информационная машина Кремля работает следующим образом. Всякие ФОМы собирают офлайн социологию. Сотни миллионов ботов "Авенира" каждые 15 секунд делают срез Рунета. На серверах по ключевым словам анализируется тональность наших высказываний.
Если какой-то "неправильный" месседж начал распространяться (рис.1), к нему вырабатывают контр-месседжи. Аккаунты распространителей месседжа блокируют, а контр-месседжи вбрасываются через бот-сети и инфопомойки фейковых новостей (рис.2).
Это называется астротурфингом и работает за счет желания человека присоединиться к большинству. Так нас устроила природа. Если мы не способны логически оценить последовательность событий, мы присоединяемся к мнению окружающих (спираль молчания).
Реальные события наблюдали сотни и тысячи россиян. Остальные узнают о них из телевизора и интернета. Задача информационных войск - подсунуть зрителю интерпретацию событий, в которой протестующие для него "чужие", а правоохранители - "свои".
Классический вариант - освещение кремлевскими СМИ украинских майданов. Среднему телепузику не понятно, зачем люди мерзнут зимой в палатках. Ему дают логичное объяснение - "Им заплатили западные спецслужбы!" В голове все срастается на "чужие" и "свои".
Точно также среднему телепузику не понятно, зачем люди бузят в Москве. Ему тут же подсовывают объяснение - "Это вовсе не москвичи, а нанятые врагами национал-предатели!" Здесь бы тоже все срослось, если бы не избиение девушки и проклятый YouTube.
Массовая протестная динамика непредсказуема, потому что триггером может стать все, что угодно. Самосожжение продавца запустило революцию в Тунисе. В Москве протестуют по поводу рутинного недопуска кандидатов. Причина и здесь и там - несправедливость.
На месте российской оппозиции я бы запустил простой понятный месседж - "Мы за справедливость!" Про несправедливость власти телепузик и так знает. В то, что за справедливость можно выйти под дубинки, готов поверить. Осталось найти триггер, чтобы его переключить.
Юрий Христензен