Говорят, что власти много не бывает. Неправда – власти бывает очень много и даже слишком много. Другое дело, что ее никогда не бывает достаточно. Хочется больше. И не важно, какие соображения диктуют стремление увеличить количество собственных полномочий – желание сделать лучше всем, увеличить личное количество денег либо просто власть сама по себе превратилась в наркотик.
Главное, что это желание объединяет всех, кто принимает решения – от поселкового головы до президента страны. Другое дело, что президенту с высоким рейтингом, монопольным большинством в Верховной Раде и рухнувшей системой сдержек и противовесов воплотить это желание гораздо проще. Так стоит ли удивляться тому, что Владимир Зеленский старается дотянуться до максимального количества рычагов управления?
Вчера Верховная Рада Украины проголосовала за отмену депутатской неприкосновенности под радостные аплодисменты в зале. Тем самым сделав каждого депутата гораздо более зависимым от главы государства. Мы сейчас не будем обсуждать хорошо это для страны или плохо. Мы просто констатируем факт – президент получил еще больше власти. За счет депутатов и их самостоятельности, что логично – власть ничейной не бывает. И если где-то ее стало больше, то где-то, соответственно, меньше.
Кроме того Рада вчера включила в повестку дня сессии проект закона №1014 «О закреплении полномочий президента создавать независимые регуляторные органы, назначать и увольнять директора Национального антикоррупционного бюро и директора Государственного бюро расследований». Понятно, что это еще больше усилит влияние президента. И расширит его полномочия в Конституции, потому проект и направили в Конституционный суд на экспертизу. «За» 282 депутата, то есть при положительном выводе КСУ найти 300 голосов для изменения Конституции – легко.
С НАБУ и ДБР еще веселее. Просто именно президент вносит в Верховную Раду кандидатуры Генпрокурора, главы СБУ и начальника Генштаба с министром обороны. Это его люди. А вот НАБУ и ДБР специально создавали именно в качестве независимых правоохранительных органов. Для «крупной рыбы». Чтобы защитить ее от следствия не мог, ни президент, ни его кум, брат или сват. Это был логичный выход из нашей привычной ситуации, когда перед законом все равны, но некоторые ровнее. Кандидата отбирали на конкурсе. Да, к конкурсам были вопросы, и утверждал победителя в должности все равно глава государства, но сама попытка была хорошей. И уволить просто так президент уже на следующий день этих руководителей не мог. В этом и заключался весь смысл новых структур!
И вот сам принцип хотят изменить. Порядка, конечно, станет больше. И правоохранителям не придется останавливать на трассе под Полтавой машину с главой НАБУ Сытником, чтобы вручить ему протокол с обвинением, от получения которого он со всей своей силой независимости легко уклонялся. Реальный, кстати, случай. Не нужны будут сложности – достаточно звонка президенту. Не у каждого есть номер, это понятно, да и не каждого Зеленский станет слушать, но тут ничего не поделать. Кому-то в жизни везет больше, а кому-то меньше. Но если, как планируется, убрать все эти лишние комиссии с отборами и дать лично президенту право назначать и увольнять руководителей ДБР и НАБУ – реформа кастрирована. Нет смысла в новых зависимых от Банковой силовиках, вполне хватало старых.
К перечисленному выше можно добавить желание президента вывести из подчинения МВД и оставить под своим началом Национальную гвардию. Можно написать про это даже пару абзацев, но зачем обсуждать очевидное? В свете написанного выше, уже понятно, что без Нацгвардии в этой ситуации не обойтись. Заодно это решение ослабит позиции главы МВД Авакова, который совершенно не вписывается в такую структуру единовластия. При Порошенко не вписывался и сейчас не впишется. Просто не захочет. Так что вопрос по подчинению Нацгвадии понимающими людьми даже не обсуждается – тут один сценарий. И новая Служба Финансовых Расследований найдет свое место в этом простом и понятном мире. Подчиненная, сами понимаете кому. Лояльных силовиков много не бывает.
Понятно, что при такой концентрации власти в одних руках можно быстро проводить самые решительные и непопулярные реформы. Можно в течение суток превратить любого олигарха в послушного подследственного. Впрочем, эти ребята не отличаются доверчивостью и к «Часу Х» наверняка покинут пределы Украины. Пугает то, что остановиться в этой игре очень сложно. Ведь власти бывает много, но не бывает достаточно. А еще она пьянит и отрывает от реальности – куда там наркотикам. Так что система сдержек и противовесов при сильной власти, но не менее сильном гражданском обществе мне кажется более подходящим сценарием для Украины. Прогнозируемым, можно так сказать. А для решительных реформ всегда можно опереться и на народную поддержку. Она же пока никуда не делась?