Любые договоренности это рычаг, с помощью которого можно сдвинуть ситуацию с места. Но направление, в котором будет двигаться ситуация, зависит от точки приложения усилий. Это как любой инструмент. Им можно построить дом, а можно бить себя по пальцам и потом говорить, что молоток виноват.
В 2014 году Кремль использовал инструменты гибридной войны, чтобы расшатать ситуацию в восточной Украине. Ценой неимоверных усилий пропагандистов и "ихтамнетов", ценой потерь среди мирного населения, ценой сбитого Боинга, ему удалось выковырять из тела соседней страны небольшую часть Донбасса.
Теперь эта часть Украины стоит у всех на пути, как огромный валун. Ни Украина не может двигаться дальше, ни Россия избавиться от тяжелой ноши. Европейцы говорят - "Вот вам формула Штайнмайера, уберите валун с дороги. Мы всегда используем такие рычаги и расставили по местам не одну сотню валунов в Европе".
В Кремле отвечают - "Давайте закатим валун на гору и поставим наших смотрящих. Посадим в украинский парламент руководителей оккупационной администрации и будем грозить, что валун покатится вниз и снесет все на своем пути. Это же ваш, украинский валун на вашей украинской территории. А нас там не было и нет."
На что Украина отвечает - "Постойте, но это же вы выковыряли валун с его законного места, оккупировав пятую часть Донбасса. На остальной территории люди спокойно говорят на любых языках, верят в любую веру и избирают себе любых политиков на свободных выборах. Давайте вернем валун назад, рядом с другими валунами."
В Кремле на это не согласятся и будут напирать на то, что валун всем мешает, от него все устали, и что они в хотят изнасиловать Украину сильнее, чем она готова сопротивляться. Кремль уже расставил такие же валуны в Грузии и Молдове и не собирается уступать. Поэтому Украине важно четко сформулировать свою позицию.
Население Донбасса по разные стороны от линии разделения ничем не отличается ни по языку, ни по вере, ни по национальному составу. Отличие только в том, что на оккупированной территории действует пропаганда, "ихтамнеты" и военная логистика Кремля. Отсюда вытекают три условия деоккупации.
Первое и основное - отключение пропаганды и восстановление информационного вещания Украины на всей территории Украины. Для этого достаточно двух недель и двух бригад инженеров.
Второе - отзыв оккупационной администрации (через пол года после выполнения первого условия она сама разбежится) и проведение свободных выборов по законодательству Украины.
Третье - граница с Россией должна одинаково контролироваться по всей своей длине, четко в соответствии с действующим Договором о государственной границе между Украиной и РФ от 2003 года.
Формула Штайнмайера может служить инструментом для выполнения этих условий. И в Минских договоренностях это все написано. Украине осталось четко сформулировать и жестко отстаивать свою позицию. Это сложно в условиях слабых институтов. Это непросто в условиях смены власти. Но это все равно придется делать.