Уходящая неделя стала знаковой. И ее главным событием стал вовсе не снос скворечника с адвокатом Пичугиным на Майдане, хоть это и следовало из медийной повестки Кабмина и некоторых СМИ. А марш «Нет капитуляции», решение Лондонского суда по Приватбанку, заморозка этого вопроса в Украине из-за МВФ, падение рейтинга Зеленского и первые прямые атаки на Зеленского аватарами Коломойского. Впрочем, обо всем по порядку.
Десятки тысяч людей не вняли увещеваниям президента не поддаваться на провокации. И поддались на провокации совести и достоинства, выйдя на марш «Нет капитуляции» в Киеве и похоронив формулу Штайнмайера. Оказалось, что десятки тысяч людей не согласны договариваться с Путиным где-то посередине, и у полиции даже мысли не возникает об их разгоне. Со стороны президента будет очень недальновидным не услышать сигнал.
Вторым по важности событием стал сокрушительный нокдаун, в который послал Коломойского английский суд, давший добро на рассмотрение дела о разграблении Приватбанка в Англии. Дело может рассматриваться не один год, но его финалом может стать банкротство и исчезновение Коломойского с политической карты Украины и мира. А через день после лондонского суда последовало решение Хозсуда Киева о приостановке рассмотрения дела о возврате акций Приватбанка Коломойскому и Боголюбову. Формально – до рассмотрения апелляции НБУ на решение Окружного суда Киева, признавшего национализацию Приватбанка незаконной.
Но все понимают, что приостановка – сугубо политическое решение, и судья Шкурдова была готова одобрить передачу акций госбанка Игорю Валерьевичу и без всяких админсудов. И что достигнут этот вынужденный консенсус между Зе и Ко был исключительно из-за позиции МВФ, переговоры с которым были сорваны именно из-за Приватбанка и фактора Коломойского в целом. У Зеленского поняли, что без МВФ украинский Боливар не выдержит двоих – Зеленского и возврат Приватбанка. Это ведь только в сериале Голобородько посылал МВФ в известном направлении. А в реальности все получилось с точностью до наоборот.
Кстати, в фильме, как известно, проблема МВФ решалась сбором золота от народа. Сейчас видим то же самое. Только в сериале сдача была добровольная, а в реальности – через обилечивание ФОПов, а дальше, видимо, и просто граждан.
На этом фоне начал обваливаться рейтинг Зеленского и его команды, снизившись за месяц на 7%. И так уж совпало, что после новостей об этом произошло качественное изменение в активности главных медиа-опричников Коломойского – Дубинского, Портнова и Бужанского. Если раньше они концентрировались на конкурирующих за влияние на Зеленского кланах, в первую очередь Гончаруке, то на этой неделе случился прецедент – впервые был атакован сам президент членами своей команды. Атаки стали ответом на демонстрацию лояльности Зеленским руководству НБУ (фото со Смолием и Рожковой) и самостоятельные действия генпрокурора Рябошапки.
Дубинский обвинил Зеленского в предоставлении «политической крыши» правлению НБУ, деятельность которой «нужно расследовать». А Портнов традиционно шершавым языком своих постов в Телеграм обратился к Зеленскому с призывом уволить Рябошапку. На том простом основании, что «мы (кто эти «мы» - Портнов не уточняет, но, видимо очень серьезные «мы») провели консультации с многими известными людьми, поддержавшими Вас на выборах», и решили, что генпрокурор «профессионально непригоден».
Здесь мы хотим обратить внимание президента на то, что будет дальше. Точно так же, как сейчас с вами, Портнов начинал свой воображаемый диалог с Рябошапкой в своем Телеграм-канале – с хамоватых призывов и рекомендаций. Затем следовала критика действий генпрокурора – опусы в стилистике пелевинского «борзо-зловонного доноса в несуществующую инстанцию». Ну а сейчас Портнов перешел к оскорблениям и угрозам.
Президенту как бы намекают, что такой сценарий возможен и в отношении него. Три дня назад Портнов и Дубинский перепостили в своих телеграм-каналах иллюстрацию «Страстей», на которой изображены Коломойский, Бужанский и, собственно, Дубинский с Портновым, стучащие касками у Офиса президента. Это в чистом виде «привет», а точнее, угроза Зеленскому.
Гвардейцы Коломойского понимают, что Зе – это колосс на пиар-ногах, и поэтому хотят эти ноги укоротить, чтобы Игорь Валерьевич получал не частями, а сразу. Проблема только в том, что после решения лондонского суда выяснилось, что Коломойский – такой же колосс на арестованных и проблемных ножках, и при наличии политической воли «люди, которые поддержали Зеленского», легко могут опять оказаться в Израиле и Австрии. Это в лучшем для них случае.
На этой неделе проявилась слабость и уязвимость обоих партнеров – и Зеленского, и Коломойского. А активность Портнова и Дубинского показала, каким будет ближайшее будущее: Коломойский будет поддавливать и шантажировать Зеленского, но окончательный развод так и не состоится (браки, балансирующие на грани – самые крепкие), как бы ни пугали Портнов с Дубинским.
Взаимодействие продолжится, вопрос в его качестве. Игорь Валерьевич хотел бы, конечно, существовать в своем привычном формате злокачественной опухоли в теле государства, рассылающей свои метастазы во все органы.
Зеленский же будет просить Игоря Валерьевича пока немного побыть простой кистой копчика в энергетике, хотя бы до момента, пока МВФ не одобрит программу кредитования.
Не стоит, однако, думать, что киста копчика — это легкое заболевание. Коломойский приобрел колоссальное влияние в энергетике и продолжает его наращивать. В его интересах работает крупнейшая государственная тепловая генерация Центрэнерго, отпускавшая электроэнергию по заниженным ценам заводам Коломойского. У него «эксклюзивные» тарифы на транспортировку электроэнергии благодаря решению Окружного админсуда. В интересах Коломойского открыт импорт электроэнергии из РФ. А также введены пошлины на дизель из РФ. В результате возник дефицит и скачок цен, на которых заработал Коломойский, а объемы российского импорта остались теми же. Просто Игорь Валерьевич вошел в долю с Медведчуком. Контролируемая Коломойским "Укрнафта" намерена погасить 18 млрд грн задолженности перед бюджетом, накопленной более чем за 15 лет, за счет бюджета – то есть по 428 грн с каждого украинца.
Так что у Игоря Валерьевича все хорошо. Просто хочется больше. Приватбанк отложен, и запускается тактика мелких побед. Завести своего смотрящего в министерство, конкурента замочить Дубинским и отодвинуть. Или заставить поделиться. Что-то отжать. На поток сесть.
Это тактика поглощения. Фагоцитоз как таковой. Уважаемые избиратели Зеленского, вы, возможно, не поняли, но режим барыг – он был не при Порошенко, а наступил сейчас. Да, при Порошенко чиновники-воры прикрывали коррупцию патриотизмом и национальной идеей.
Но только проблема-то в том, что было чем прикрывать. Был и патриотизм, и идея. После нападения России была сохранена страна, создана боеспособная армия, удержана стабильность финансовой системы и после тяжелого кризиса начался рост экономики.
Простой пример, который мы уже не раз приводили: при президентстве Порошенко «Центрэнерго» пять лет было прибыльным, и приносило в бюджет миллиарды гривен. При Зеленском – счет тоже пошел на миллиарды, но только – убытков, и всего лишь – за четыре месяца. Так где же барыги?
Противостояние Зеленского с Коломойским – это противостояние тех, кто не может строить страну с теми, кто и не собирался. Характерный пример – это гениальный проект метро-трамвая с Троещину на Борщаговку от потенциального главы КГГА Александра Ткаченко. Экс-директор «1+1» преподносит его как свой, вот только два года назад с этой идеей, куски которой дословно изложены Ткаченко, носился заместитель Кличко Илья Сагайдак. Илья сегодня чуть более чем полностью принадлежат другу и партнеру Богдана – Андрею Вавришу. Вот откуда растут ноги (или что там) этого гениального проекта. Но дело даже не в этом, а в том, что проект откровенно безумный и дорогой – примерно 7 млрд грн.
Пустить трамвай по ж/д путям с Милославской через Дарницу, Левый берег, Лыбидскую к вокзалу, а затем на Борщаговку. Закупить новый подвижной состав, который сможет ездить и по линиям трамвайной контактной сети с напряжением постоянного тока 600-750 вольт, и по железнодорожной - с переменным током до 15 тысяч вольт. Построить новые станции-платформы, подъездные пути, развязки, переходы, стрелки, решить сложнейшую логистическую задачу. И все это чтобы что?
Привезти людей за час окольным путем с Троещины через Дарницу на перегруженную Лыбидскую или Вокзальную? И это называется «наземное метро»? Это называется освоение денег и очковтирательство.
Да, планы Кличко построить метро на Виноградарь в интересах Микитася, который строит Варшавку, но это реальный инфраструктурный проект, который облегчит жизнь сотен тысяч людей, будет работать десятки лет и приносить прибыль. Как и возведенная при Азарове ветка на Теремки. А трамвай под видом метро с Троещины на Борщаговку – это символ нынешней власти. Украине уже продали такой трамвай на президентских выборах. Одного коника без ноги нам уже продали. Второго, Игорь Валерьевич, просьба не предлагать.