Украинский блогер и журналист Аркадий Бабченко в интервью «Деталям» отказался подтвердить или опровергнуть факт своего переезда из Украины в Израиль. Но и другую страну не назвал, хотя ранее российский телеведущий Дмитрий Киселев, на основании лишь ему известных источников, предположил, что новым местожительством Бабченко станет Норвегия, Финляндия или Эстония.
«Процесс переезда запущен, но куда мы переезжаем - этого я вам не скажу. Из соображений безопасности, - сказал Бабченко. – Мне сейчас просто хочется ходить, не оглядываясь, как можно дольше. И мешать себе в этом я не намерен». На вопрос о причинах такой таинственности он ответил так:
- Это не кардинальные перемены, я уже года три так живу, мотаясь по странам. Какой-то особой причины нет, кроме того, что я писал, и что произошло: я считаю, что если во время войны страна выбирает себе главнокомандующим клоуна, то вряд ли это приведет к чему-то хорошему. Сидеть и ждать, чем закончится этот «эксперимент», у меня нет никакого желания. Была уже одна страна, в которой проводили эксперименты и оттуда мне пришлось бежать в последний момент на костылях, с одним чемоданом под мышкой, - сказал Аркадий Бабченко.
В 2017 году он покинул Россию после того, как возникла угроза открытия против него уголовного дела «за экстремистские публикации». Его антироссийская (а точнее, проукраинская) позиция хорошо известна, а его публикации порой чрезмерно радикальны. Он один из самых популярных блогеров в русскоязычном рунете - 257 тысяч подписчиков в одном только "Фейсбуке". Вниманием традиционных СМИ он тоже не обделен.
- Когда люди переезжают, потому что их не устраивает политическая обстановка в стране, это нормально. С другой стороны, вы даже страну переезда не называете. Почему вы опасаетесь за себя? А если уезжаете только из-за несогласия с новыми властями, почему так сильно это скрываете?
- Что значит, почему опасаюсь? Всего полтора года назад меня пытались убить. Этого достаточно, чтобы переживать за свою безопасность. Эта угроза исходит от России, а не от Украины.
А в Украине – это не просто политическое несогласие. Здесь идет война, и значительная часть территории Украины оккупирована. Агрессор совершенно не собирается отказываться от своих планов, там каждый божий день идут бои и гибнут солдаты. И в этот момент Украина пытается ставить эксперимент: «давайте посмотрим, что будет со страной, если мы выберем клоуна». Здесь речь вообще о существовании государства, страны как таковой. Речь идет не о политическом согласии или несогласии, а о том, сохранит ли Украина свой суверенитет, или нет. Ровно 100 лет назад, в 1919 году, ей это не удалось. Сейчас, на мой взгляд, она наступает на те же грабли. И я не хочу, чтобы мы там сидели и ждали, удастся ли Украине отстоять свою государственность, или в Киеве опять появятся русские танки.
- Полтора года назад вас спасла Служба безопасности Украины, проведя спецоперацию. Может быть, сейчас, со сменой власти, вам кажется, что если что-то подобное произойдет, СБУ уже не сможет вас защитить?
- Нет, к СБУ у меня никаких вопросов нет, я только благодарен спецслужбам, они действительно сохранили мою жизнь, оберегали меня и готовы были оберегать и дальше. Но проблема стала серьезнее: она не в том, захотят ли убить именно меня – или не меня. Проблема вышла на другой уровень: будет ли существовать сама Украина и сама СБУ через пару лет. Вот в чем вопрос.
- Все-таки русские танки на Крещатике еще не стоят. Но вы находитесь в стране и, значит, в том числе от вашей реакции, от ваших публикаций, от вашего присутствия зависит, чтобы они там не появились. Почему же вы уезжаете?
- Что ж я могу сделать, если большинство выбрало такой эксперимент… Украина решила сейчас играть с Россией в мир и дружбу. Если 73 процента украинцев хотят привести в Украину «русский мир», то я сваливаю из Украины.
- Может быть, 73 процента голосовали не столько за Зеленского, сколько против Порошенко, чья социальная политика вызывала много нареканий, да и войну он тоже не выиграл?
- Его социальная политика вызывала нарекания у зрителей сериала «Слуга народа»…
- Вы считаете, что в Украине нет проблем в социальной сфере?
- Президент Украины не отвечает за социальную сферу. Президент отвечает за международные отношения и за армию. Есть у вас вопросы к международной позиции Украины при Порошенко и к армии при Порошенко? У меня к нему по этим двум вещам никаких вопросов нет. А за социальную сферу отвечает правительство.
Но если ты смотришь канал «1+1» и тебе в голову три года вбивают, что «Роттердам плюс» - это воровство, то, конечно, тебе кругом начинают мерещиться барыги («Роттердам плюс» - название методики расчета цены за топливо для ТЭС, а точнее – на уголь. Была введена после того, как Донецкий угольный бассейн был оккупирован, и Украине пришлось перейти на закупки угля, добываемого в ЮАР и в Южной Америке. Определяется, как среднегодовая цена на европейском рынке. Рост тарифов на электроэнергию в прошлые годы вызвал значительное недовольство украинского населения. Одним из факторов голосования за Зеленского было ожидание, что эти тарифы будут снижены, – прим. «Детали»). Но потом, после смены власти, оказывается, что это была лучшая схема из всех возможных, и новая власть ее продлевает.
Да, все 73 процента голосовали не за «русский мир» - но давайте вспомним лозунги Владимира Зеленского на предвыборной кампании. Первый и главный лозунг: закончить войну, перестать стрелять. Друзья мои – это был ваш выбор!
- Но войну Порошенко закончить не смог…
- А как можно закончить войну в стране, в которой практически не было армии. В Украине не было армии, вы понимаете это? Вообще не было! Страна была на полшага от дефолта, в ней полностью рухнула экономика, произошла революция – и вы хотите, чтобы 40-миллионная страна, нищая и без армии, выиграла войну у 140-миллионной страны с гигантскими запасами нефти и огромной армией? И в том, что это не сделано, винят Порошенко? Вы серьезно?!
Порошенко с нуля построил армию. Он вытащил страну из экономической дыры. Это невероятное достижение.
- Ему не хватило времени?
- Ему не хватило всего: времени, денег, ресурсов. Безусловно. Все держалось только на помощи Запада, который сейчас начинает отказываться от помощи.
Выборы у нас – раз в пять лет, а нынешняя власть за 100 дней такого успела наворотить, что репутация Украины на международной арене стерта в пыль! Войска отводятся, а по Золотому (город в Луганской области, частично неподконтрольный украинским войскам – прим. «Детали») ходит [депутат российской Думы] Алексей Журавлев. Он ходит по территории Украины и инспектирует, как отводятся украинские войска!
- Проникновение «русского мира» на Украину значительно?
- Нет, оно было крайне незначительным, когда оказывался отпор и сопротивление. Что будет дальше – не знаю, но сейчас все их певцы и певицы уже начинают свои гастроли по Украине. Приезжал Борис Кочевников, ведущий телеканала «Россия», получать какую-то премию русской православной церкви – в Киевской лавре… Сивоха, советник секретаря СНБО (Совет национальной безопасности и обороны Украины), говорит, что нужно мириться, и что только воинствующее меньшинство националистов мешает нам помириться с Россией. Так что не знаю, что эта власть успеет натворить буквально за год!
- Это чревато расколом Украины? Может привести к распаду на две страны?
- Это слишком далекий прогноз, но к расколу в обществе уже привело. Зеленский – первый президент, который всего за 100 дней умудрился уже дважды вызвать многотысячные митинги. (выборы в Верховную Раду состоялись 21 июля 2019 года - прим. «Детали»). Такого не было никогда. Если в Украине будет третий майдан, – а этого я не исключаю – Украина перестанет существовать.
Третьего майдана Украина уже не выдержит. Когда революция в стране происходит в тот момент, когда идет ее оккупация, это очень плохо. Для агрессора и захватчика нет лучшего подарка, чем внутреннее противостояние и гражданская война в захватываемой стране, это же очевидно.
- А почему вы считаете, что третьего майдана Украина не выдержит?
- Потому что Россия такого шанса не упустит. Если начнется гражданская война, Россия введет танки, чтобы защищать русскоязычное население от проклятых бандеровцев, которые скидывают уже третьего президента, убивают и распинают русских мальчиков, и тому подобное. Они найдут, чем обосновать.
- Все эти сценарии одинаково плохие. Возможно ли развитие событий в лучшую сторону?
- Хорошего выхода из этого положения нет. Есть два варианта: плохо, и очень плохо. Так что, когда просто плохо, это еще относительно оптимистичный сценарий. Это в случае, если нынешняя власть перестанет что-то трогать руками, оставит все как есть и будет досиживать свои пять лет… Тогда Украина, конечно, потеряет позиции на международной арене, откатится даже не в нулевые, а в 90-е, но сохранит территориальную целостность и суверенитет в сегодняшних границах. Это вариант с большими потерями, но с сохранением Украины. Все остальные варианты – катастрофические.
- Это меньшее из двух зол кажется возможным вариантом?
- Он более или менее реален. Все-таки совсем уж резкие движения власть перестала делать. Все-таки люди вышли на площадь и показали этой власти красную черту. Так что она притормозила.
- Если украинские войска все равно отводят, то в чем это проявляется?
- В риторике, которая раньше была совершенно убийственной. В формуле Штайнмайера, от которой отказались. Были совершенно капитулянтские заявления, а сейчас они, по крайней мере, пропали из информационного поля.