Имя актера и режиссера Александра Галибина сегодня известно всем: он лауреат многочисленных театральных наград, в том числе зарубежных, в его фильмографии около 90 работ, а большинство зрителей помнят его в образах императора Николая II и булгаковского Мастера в сериале Бортко. Именно эти киногерои принесли ему всенародную популярность, но они же сыграли роковую роль в судьбе актера…
Отец Александра работал декоратором-постановщиком на «Ленфильме» и «Леннаучфильме», и в детстве мальчик часто бывал у него на работе и наблюдал за тем, как снимают кино. С 11 лет он начал заниматься в Театре юношеского творчества при Дворце пионеров, и уже тогда определился с выбором будущей профессии. Однако с первого раза поступить в ЛГИТМиК ему не удалось, и после неудачи на экзаменах он работал укладчиком железнодорожных путей, слесарем и монтировщиком в театре. В 1977 г. Галибин все же окончил актерский факультет ЛГИТМиК, а в 1992 г. – еще и режиссерский факультет РАТИ.
И театральная, и кинокарьера Александра Галибина складывались весьма успешно: еще в студенческие годы он начал сниматься в кино, а к концу обучения уже стал настоящей звездой: после выхода на экраны фильма «Трактир на Пятницкой», где он сыграл роль вора-карманника Пашки-Америки, к нему пришла всесоюзная популярность. После этого режиссеры засыпали его новыми предложениями, и в 1980-х гг. он продолжил активно сниматься.
Состоявшись как актер, Галибин увлекся театральной режиссурой, в связи с чем в 1990-х гг. не снимался в кино. Он был режиссером Театра на Литейном, Академического театра драмы им. А. С. Пушкина, главным режиссером Новосибирского молодежного академического театра «Глобус» и Александринского театра, художественным руководителем Московского драматического театра им. К. С. Станиславского.
Почти 10 лет Галибин не снимался, за это время о нем успели забыть и режиссеры, и зрители, к тому же в этот период начался кризис в отечественном кинематографе. Вернуться на экраны его заставило предложение режиссера Глеба Панфилова сыграть Николая II в его фильме «Романовы. Венценосная семья». Эта роль была для Галибина особенной – перевоплощение в образ последнего российского императора было одновременно и очень интересным, и очень сложным.
Актер признавался: «Освоение этой роли стало для меня серьезным испытанием. Но Глеб Анатольевич верил, что все получится, поддерживал актеров. То, что произошло с царской семьей, – одна из величайших трагедий XX века… Я вообще не знаю, можно ли сыграть государя. Наверное, нет. Можно нырнуть куда-то, если у тебя есть силы, и попробовать соприкоснуться с той чудовищной ситуацией, в какой находился этот человек. Картина Глеба Панфилова – путь от отречения до голгофы, причем не одного человека, а целой семьи. Трудно даже представить, сколько нужно духовных сил, чтобы это пережить… Врать не буду – долго и мучительно отходил от работы над Николаем II. В течение года переживал жесточайший стресс». Эта роль была для Галибина знаковой и поворотной – благодаря ей он снова поверил в себя как в актера.
После этой роли актер снова сделал долгую паузу в своей кинокарьере – ему поступало много новых предложений, но он отказывался до тех пор, пока Бортко не пригласил его на роль Мастера в экранизации «Мастера и Маргариты». Эту возможность актер упустить не мог. Его часто спрашивали о том, не тревожат ли его слухи о мистическом влиянии этого произведения Михаила Булгакова – в актерской среде говорили о том, что многих причастных к постановкам и экранизациям «Мастера и Маргариты» словно преследовали несчастья. Галибин считал, что вокруг романа искусственно создали множество мифов, не соответствующих реальности, и что неприятности, случавшиеся во время съемок – не более чем совпадения.
Работа над фильмом длилась целый год, и актер не видел ничего удивительного в том, что со съемочной группой за это время происходило немало событий, в том числе неприятных. Олег Басилашвили простудился и потерял голос, дублерша Анны Ковальчук упала с большой высоты, а сама она после съемок развелась с мужем. Галибин переболел тяжелейшим бронхитом, а через 2 дня после завершения работы над фильмом попал в автокатастрофу – однако он не связывал эти события с дурной славой булгаковского романа: «Разве Воланд виноват, что именно в тот день кровь из носу мне нужно было попасть в определенное место?.. Я человек верующий, поэтому приметам не доверяю. Зато точно знаю: что тебе на роду написано, то обязательно сбудется».
При этом актер не отрицает того, что работа над этим образом действительно стоила ему немалых душевных усилий. Галибин рассказывал: «Удивительное чувство! Ты, словно в замедленной съемке, плавно перетекаешь из жизни реальной на страницы романа и там поселяешься… Эта работа далась мне очень тяжело. Есть роли, в которые ты погружаешься очень глубоко, а потом понимаешь, что персонаж стал частью тебя. Таков Мастер, таков Николай II. Сыграть их нельзя – зритель не поверит. Их можно только прожить, достав что-то очень близкое твоему герою из себя, и попытаться передать это в глазах, жестах, пластике, с экрана или со сцены… С Мастером все сложилось непросто. Для меня это был серьезнейший кризис, но я справился». После такого погружения в мир булгаковских героев было особенно сложно возвращаться к реальности – по признанию актера, в этом ему помогли дом, жена и двухлетняя дочь.
Неприятной неожиданностью для Александра Галибина стало то, что Владимир Бортко решил переозвучить его роль: по его мнению, Мастер должен был говорить голосом Иешуа, поэтому его в итоге озвучил Сергей Безруков, сыгравший эту роль. Галибин считал, что это мешало восприятию фильма, но отстаивать свою позицию и спорить с режиссером он не стал.
Коллеги часто называют Галибина одним из самых загадочных, странных и замкнутых актеров – во время съемок он обычно не участвует в актерских посиделках, даже во время перерывов избегает общих бесед, предпочитая уединиться в углу с книгой. Однако причина этого – не в высокомерии или недружелюбии. Галибин признается, что для него лучший способ восстановления после работы над образом – одиночество. К тому же он равнодушен к алкоголю, и этим популярным в актерской среде способом снять стресс он не пользуется.
В интервью Александр Галибин готов часами говорить о любимой работе, а вот о личной жизни предпочитает не распространяться – боится сглазить счастье, которое обрел только в третьем браке. В их семейном союзе с актрисой Ириной Савицковой царит полная гармония, взаимопонимание и доверие, о чем он мечтал очень давно. Благодаря этой женщине он поверил в то, что такая любовь, как у Мастера и Маргариты, действительно существует!