Использовали ли в новогодней речи Зеленского статью Уласа Самчука? Сравните сами

Использовали ли в новогодней речи Зеленского статью Уласа Самчука? Сравните сами

Спичрайтеров Владимира Зеленского снова обвиняют в плагиате. Или в возможной переработке произведения другого автора.

В июне 2019 года Зеленскому уже предъявляли, что в его речи на встрече с главой Евросовета Дональдом Туском был использован абзац из выступления Петра Порошенко. Тогда на Банковой это назвали «диверсией».

Теперь филолог Юлия Йонец утверждает, что в новогоднем поздравлении Владимира Зеленского использовали статью украинского писателя Уласа Самчука.

«Была когда-то в программе литературы 11 класса статья Уласа Самчука „Народ или чернь?“, небольшая такая, 1941 года. Тоже о богах, улицах и чтении... О „кто я“, человеческом достоинстве и национальном сознании... Не знаю, кто писал речь слуге народа, но Самчука однозначно читали. Уважение. Круто с первоисточником поработали. Переписали так переписали», — написала Юлия Йонец в Фейсбуке.

Зеленского сразу обвинили в плагиате.

«Жаль, что президент Владимир Зеленский воспользовался низкокачественным плагиатом. Взял бы оригинал, процитировал бы слова Уласа Самчука, и было бы другое отношение общества к новогодней речи», — написала экс-депутатка от «Самопомощи» Виктория Войцицкая.

«Здесь, по-моему, даже не столько плагиат интересен, сколько переворачивание смысла украденного в противоположный, — так сказать, „Не аминь и не Господи помилуй“: классические „бесовские игры“, трикстерство с серным душком», — присоединилась к дискуссии писательница Оксана Забужко.

Публикуем фрагменты статьи Уласа Самчука и новогодней речи Владимира Зеленского. И предлагаем читателям самим сделать выводы.

Из текста Уласа Самчука «Народ или чернь» 1941 года

«И величайшим несчастьем украинского народа было то, что вся его история — перманентное стремление кого-то сделать из нас не то, чем назначила нас природа. Вмешивались в наш родной язык. Вмешивались в наш быт. Вмешивались в наше хозяйство. Всякая власть, какая только не была на нашей земле, — русская или польская, ничем другим не занималась, а лишь доказывала нам, что мы — не мы, а что-то другое. Это было постоянное ломание нас, уничтожение нас. И тогда нигде больше, только в наших городах, наших селах, наших школах, наших семьях, нам залезали в самую душу, плевали там на все, что для нас свято, не давали возможности защищаться. Последние годы господства большевизма особенно ярко доказали нам, что значит такое вмешательство. Даже те или иные буквы говорили нам произносить так, как хотят они. Диктовали нам наше отношение к чужому, к тому, что нам враждебно. Следствия из всего этого на сегодня таковы, что огромная часть нашего, особенно городского, населения с национальной точки зрения представляет собой не что иное, как толпу, которая не принадлежит ни к какому народу, которая не имеет ничего святого, не говорит ни на одном языке. Это не народ. Это — чернь, это — безликая, безъязыкая толпа. Особенно это относится к нашей молодежи, которая с национальной точки зрения — самое крупное пустое место. Стыдно, больно и противно видеть такое явление на европейском материке, на берегах Днепра, на улицах Киева 1941 года! Это — больно ранит наше человеческое самолюбие. Это унижает нас в глазах сознательных иностранцев. Это, наконец, отбирает у нас множество творческой активности и энергии. Это явление — первое и основное зло, которое надо вырвать с корнем!

Поэтому — не все равно, кто как говорит, каким богам молится, какие книги читает. Не все равно, какими именами названы улицы наших городов, не все равно, является ли доминирующим для нас Шевченко или Пушкин. Не все равно, как это часто приходится слышать, кого мы изучаем в школе, не все равно, каково наше отношение к русской литературе. Нет! Это не все равно... А когда — все равно, то это значит, что все равно для вас, кто мы сами! Это значит, что мы не народ, не какая-то общая историческая сборная сила, а невнятная толпа, серая масса, вечно униженная без всяких идеалов чернь».

Из речи Владимира Зеленского 31 декабря 2019 года

«Кто я? Житель Франковска, который защищает свой родной язык? Уроженец Гурзуфа, который хранит свой родной язык? Житель Берегово, который хранит свой родной язык? Или житель Краматорска, который говорит на своем родном языке? Тот, кто выучил украинский? Потому что это нормально — знать государственный язык. Или тот, кто не хочет этого делать? Кто я? Тот, кто платит налоги? Кто подрезает на дороге? Держит дома собаку? Рыжий? Мусульманин? С проблемами слуха? Ненавидит оливки? Либерал? Отличник? Не смотрел „Игру престолов“? Сангвиник? Веган? Козерог? Не уступает место в метро? Донор крови? Отказался от пластика?

Это каждый из нас. Это украинцы. Такие как есть. Не идеальные и не святые. Потому что просто люди. Живые. Со своими недостатками и „тараканами“. Но в нашем паспорте не указано — правильный или неправильный украинец. Нет строки „патриот“, „малоросс“, „ватник“ или „бандеровец“. Там написано: „Гражданин Украины“, который имеет права и обязанности. Мы с вами очень разные. (...) Читаем Жадана или слушаем Марув? Смотрим „Иронию судьбы“ или „Один дома“. Болеем за „Динамо“ или „Шахтер“? Или вместе за Ломаченко и Усика? Те, кто празднуют 8 Марта? Или, наоборот, считают его пережитком „совка“? Идем в воскресенье в церковь или ничего не делаем в субботу? Мы те, кто говорит: „Я тебе кохаю“ или „Я тебя люблю“. Все это и есть мы. (...)

Представьте себе, разве нас мало что объединяет? Мы одинаково гордимся великими украинцами. Перестали ли мы бы их уважать, узнав, за кого на выборах голосовали бы Шевченко или Леся Украинка? Если бы Сковорода или Хмельницкий имели бы разные взгляды относительно НАТО? Нам было бы важно, в какую церковь ходят Каденюк и Лобановский? Что думают Антонов или Королев о растаможивании автомобилей? И как Ступка или Быков относятся к „нормандскому формату“? Мы ценим их за другое, потому что ценим мы на самом деле другое. (...)

В нашей истории немало эпизодов, которые нас объединяют. Но мы научились быть единой страной эпизодически. В новом году нам надо быть единой страной ежедневно. Это должно стать нашей национальной идеей. Научиться жить вместе в уважении ради будущего своей страны. Ведь мы представляем его одинаково — это успешная и процветающая страна, где нет войны, страна, которая вернула своих людей и свои территории. Где неважно, как названа улица, потому что она освещена и заасфальтирована. Где нет разницы, у какого памятника ты ждешь девушку, в которую ты влюблен. Если мы видим будущее одинаково, это должно нас объединить».