В фильме «Солярис» Андрей Тарковский так и под таким углом снял процесс варки манной каши, что у зрителей возникла полная иллюзия думающего и чувствующего океана другой планеты. При просмотре интервью Андрея Ермака на Youtube-канале «KRYM – критичне мислення» возникает обратный эффект – помощник президента изо всех сил пытается изобразить океан государственной мысли, но зрители видят тарелку манной каши. В которой интервьюер Владимир Федорин безуспешно пытается найти комки смыслов, стратегий и идеологии. Получается так себе, поскольку тяжело искать черную кошку в темной комнате, особенно, если ее там нет.
Нельзя отделаться от ощущения, что вся команда Зеленского – это одна большая пародия на власть. Ермак в этой команде – пародия на внешнеполитического серого кардинала. Как и полагается дипломату, он дает Федорину абстрактные ответы на конкретные вопросы. Но абстрактные – не значит бессмысленные. И не значит пустые клише. У Ермака же в конце предложения забываешь, о чем он говорил в начале. Резонерский эффект усиливает слабое владение чиновника государственным языком – чувствуется, что помощник президента мучительно подбирает слова, и оттого выражаемые им мысли выглядят еще беднее. Собеседника Федорина легко представить в роли юриста средней руки, муниципального решалы или кинопродюсера второго эшелона. Но увидеть в этой фигуре государственного деятеля, отвечающего за внешнюю политику 40-миллионной страны – ну никак не получается.
Но маємо те, що маємо, и интервью Ермака важно как сеанс самоидентификации власти. Поэтому поищем все-таки кошку. Как власть видит себя, и как видит прошлое, настоящее и будущее вверенной ей страны? Начнем с прошлого. «На Донбассе была пропаганда, но и мы не очень старались». Тут легким мазком оправдание агрессора, росток Стокгольмского синдрома. Вас ударили молотком по голове, но и вы тоже хороши – без каски на улицу вышли. «У нас есть вопросы к Минским соглашениям». Ну так их никто и не собирался выполнять, а вы их снова подняли на щит. И Зеленский в Израиле заявляет, что Минские соглашения — «это единственное, что пока есть. Это единственное, что дает вам возможность (решать вопросы по Донбассу)». Но только давайте пункт про контроль границы до, а не после выборов сделаем, Владимир Владимирович, а то нас оппозиция на Майдане снесет. Нет, ребята, никаких до.
Настоящее. На полном серьезе Ермак продвигает тезис, что «мы честные», «у Зеленского очень честная позиция», «он действительно хочет прекратить войну», подразумевая, что эта «честность» как-то должна влиять на Путина. Разбойник отобрал у вас кошелек, а вы честно просите его вернуть. Растроганный вашей честностью, он возвращает. Просто интересно – этот абсурдный до полного слабоумия тезис про честность – это ноу-хау Ермака или просто воспроизведение неизвестной широкому кругу методички? Мы честно хотим мира. А Путин честно хочет лишить Украину суверенитета. Кстати, вера в то, что на Путина может оказать влияние «честность» - еще один шажок в сторону гуманизации агрессора.
Когда Федорин намекает Ермаку, что доверие к России – нонсенс, и прямым текстом говорит, что Ермак взаимодействует с врагами Украины, то в ответах Ермака нет не только критического осмысления слов собеседника, но и вообще каких-то подтверждений, что он их услышал. Ермак избегает упоминаний Путина, определений «враг», «агрессор» и т.д. «Сегодня есть данность – Россия сосед Украины, и это никак не изменится. Иметь войну на своей территории, получать ежедневные сводки о погибших и раненых – это невозможно», - говорит Ермак.
Надо договариваться посредине, как говорил живой классик. Нужно сделать все, чтобы прекратить войну, но – на украинских условиях. Помощник президента не понимает или делает вид, что не понимает, что прекратить войну на украинских условиях – оксюморон в условиях неравенства сил. Зачем Путину прекращать войну на украинских условиях?
Главные достижения власти по Ермаку – обмены пленными и возвращение Сенцова. Но, во-первых, ни слова о том, кого отпустили взамен – Цемаха, беркутовцев и российских агентов-убийц. А во-вторых, обмены – это не изобретение Ермака и Зеленского, они были и при предыдущей власти. И Савченко тоже освобождали, а уровень ее поддержки обществом был не меньшим, чем у Сенцова – до ее первых заявлений и действий на Родине. Но какие же еще за 9 месяцев продвижения по Донбассу, кроме обмена пленными? Ермак в принципе не говорит ни о каких внешнеполитических интересах, кроме возврата территорий, при этом Крым по собственной инициативе не упоминает – только общие слова после вопроса ведущего.
О других интересах Ермак не говорит, но зато заявляет, что Украину сегодня уважают в мире за… мудрую внешнюю политику, и готовы с нами торговать и работать. Вау, вау, вау! В принципе ничего до это фразы, ни после нее можно не слушать. Эти слова исчерпывающе рассказывают все и о Ермаке и власти. Какую мудрую внешнюю политику имеет в виду Ермак – «генпрокурор мой человек», Зеленского в разговоре с Трампом? Поездку в Оман во время операции США в Иране? Отказ признавать сбитие Ираном Боинга? Адская клоунада в Израиле? Трэшток в Давосе? Что из этого или чего-то другого мир считает мудрой политикой и почему ему должно хотеться после увиденного в исполнении Зеленского и Ко иметь с Украиной дело и торговать?
Что касается ситуации внутри страны, то помощник Зеленского считает, что в Украине «счастливые люди». И «хорошие дороги». Будут. Очень скоро. Помощнику бы стоило съездить к пенсионерке, которой предлагали собаку продать, и спросить – счастливый ли она человек? Много интересного бы услышал помощник. Но Ермак не поедет, поэтому предлагаем ему посмотреть статистику. В «индексе счастья», который делается по заказу ООН, Украина в прошлом году заняла 133-е место из 156 государств. По более свежему опросу Gallup International, Украина вошла в топ-10 самых несчастливых стран. Что касается дорог, то это вторая беда нынешней украинской власти.
Будущее. «Украина за 5 лет должна быть представлена на всех площадках». Подождите, вас Порошенко завербовал? Это уже было. Ровно те же цели ставила предыдущая власть, и хотя процесс их достижения был очень далек от идеала, получалось гораздо лучше вашего. На каких площадках она может представлена после атаки на малый и средний бизнес, фейспалма в Давосе, внешнеполитических казусов, непрекращающихся скандалов внутри власти с участием того же Ермака, предлагающего «ограничить доступ» к телеграм-каналам, после того как те начали его поливать? Разве что на площадках банановых республик.
Чего еще ждет Ермак от будущего для Украины? Традиционный набор прекраснодушия – чтобы молодежь не уезжала, чтобы гордились и т.д. Никакой конкретики, никаких долгосрочных стратегий, дорожных карт. За все хорошее, за новую Украину. Впрочем, есть конкретика по Донбассу. Выборы в октябре. Запомните этот твит. Вангуем, что либо на условиях Путина, либо никаких выборов. А после выборов Донбасс станет «экономическим хабом». Опять-таки никакой конкретики, экономических обоснований, цифр и т.д. Экономическим хабом, который будут наполнять международной помощью. Кстати, эти планы мы уже слышали из уст Коломойского.
В завершение вернемся к личности Ермака – уж очень она замечательная. «У меня большой опыт юридических и иных споров, сложных переговоров», - говорит помощник президента. Сразу вспоминается, «я — артист больших и малых академических театров; а фамилия моя — фамилия моя слишком известна, чтобы я её называл!». Можно спросить помощника президента – а какой именно опыт и каких именно споров? И имеют ли они какое-то отношение к внешней политике? МАФы при Черновецком – помним, работу на Рахамима Эмануилова, экс-разведчика и партнера первого замглавы аппарата правительства Приходько, тесно связанного с российскими спецслужбами – помним. Решалово по Киеву с Кличко – помним. А внешняя политика и юридические споры – где??
Подведем итог. Ермак не ответил ни на один даже немного неудобный для него вопрос. Подарок для физиогномистов - на всех сложных вопросах помощник президента отводит глаза в сторону. «Деолигархизация» - «трудное слово» для Ермака. Как фонетически, так и институционально (еще одно трудное слово). Все интервью без единого факта или уникальной трактовки. Пустые избитые выражения. Чистый аватар Зеленского. Как Ющенко когда-то заявил соратникам «Балога – это я», так Зеленский сегодня может с полным правом и гордостью сказать «Ермак – это я».
Закончить хотим цитатой экс-президента Франции Франсуа Олланда. Который рассказал о Ермаке и Зеленском еще до их прихода к власти – в сентябре 2018.
«На самом деле, его [Путина] цель - ослабить власть в Киеве в надежде позже привести новую команду, более удобную для России и такую, которая бы не хотела сближения с Европой. Он особенно хочет помешать вступлению Украины в НАТО. Путин желает восстановить зону влияния, которая была в советской империи. Путин хочет вокруг своей страны защитную зону послушных государств. Его тактика состоит в том, чтобы раздувать конфликты его друзей с его противниками, затем их замораживать». Как в воду глядел.