Прекрасный день в Барселоне. Влажный воздух наполнен весенними запахами. Уровень городского загрязнения снизился на 89%. Полицейские машины стоят без дела на пустой улице. Машины скорой помощи припаркованы напротив местного медицинского центра. Одна едет мимо с работающей «мигалкой», но сирена молчит.
Прекрасный день, за исключением того, что число погибших от COVID-19 только что превысило число погибших в Китае, стране с 1,4-миллиардным населением.
Испанию потрясла эпидемия коронавируса. К 31 марта число погибших за 24 часа достигло 849. В общей сложности с начала эпидемии в Испании скончались 8 189 человек. Число зараженных возросло за сутки на 9 тысяч и теперь составляет 94 417 человек. И все это – в стране с населением в одну седьмую от США.
Вирус невидим, смерть вездесуща, а тихие улицы несут в себе что-то зловещее.
По всей стране была развернута армия, включая около 900 домов престарелых, где было зарегистрировано не менее 1517 случаев смерти. Члены Военного подразделения по чрезвычайным ситуациям находили трупы, в том числе «брошенных на произвол судьбы пожилых людей – некоторые были обнаружены мертвыми в своих постелях», сказала министр обороны Маргарита Роблес.
После трех недель общего карантина, который, по словам правительства, продлится по крайней мере до 12 апреля, уже трудно вспомнить время, когда люди пили и танцевали в барах Барселоны. Теперь время веселья кажется пережитком прошлого.
Почему все так быстро изменилось?
Пока Китай был занят борьбой с вирусом, предупреждения о критической важности подготовки к предстоящему событию оставались практически без внимания. «Возможно, остановить проникновение вируса было невозможно, потому что это предполагало ограничительные меры в отсутствие [очевидных] случаев, - пишет испанский исследователь, врач-консультант по инфекционным болезням, в статье в испанской ежедневной газете El Periodico. - Но мы могли бы купить оборудование и разработать протоколы, которые не позволили бы нашим медикам вступить в битву без соответствующего оружия».
Даже когда болезнь появилась на пороге Испании, было ощущение, что все идет как обычно. В стране, где пожилые люди часто забирают внуков с занятий, школы закрылись только после объявления чрезвычайного положения в стране. Аэропорты не удосужились проверять пассажиров на предмет признаков лихорадки. Неделей ранее, 8 марта, несмотря на очевидную опасность, было разрешено провести большой марш, посвященный Международному женскому дню.
Беспрецедентное число испанских политиков заболело. Каждая идеологическая фракция была поражена - прямо с головы. Вирус быстро распространился и в сельской местности. Помимо Мадрида, Страны Басков и Каталонии, болезнь достигла Кастилии и Леона, Кастилии-Ла-Манча и Валенсии.
Безусловно, как испанские власти, так и граждане в целом делают все возможное, чтобы бороться с натиском болезней и смерти. Тем не менее, количество коек в отделениях интенсивной терапии, около 5 000 по всей стране, почти не соответствовало числу нуждающихся в них. В больнице Северо-Очоа в Леганесе на окраине Мадрида в отделении неотложной помощи вместимостью 90 человек находится свыше 260 пациентов.