Владимир Зеленский подписал указ о продлении на три года блокировки российских соцсетей «В контакте» и «Одноклассники», а также ряда других ресурсов российского происхождения. Тем самым он продолжил политику своего предшественника Петра Порошенко.
Интересно другое: во время предвыборной кампании Зеленский утверждал, что прежде чем блокировать популярные соцсети, нужно объяснить украинцам, зачем это делается и предоставить «другие площадки для общения» — тем более, что «наши начали обходить запрет». «Ты дай людям платформу – вот где украинцы, где мы общаемся, где у нас одинаковое мировоззрение – и хлопни тех», — предлагал Зеленский. Но спустя год после своего избрания президентом он фактически продлил указ Порошенко безо всякого «разъяснения обществу» и уж тем более без создания «альтернативных площадок».
Ничего нелогичного в этом нет. Обыватель Зеленский, который знал российские соцсети исключительно по общению со знакомыми и размещению там материалов собственного сатирического шоу, мог не видеть в их существовании в информационном пространстве Украины ничего угрожающего. Президент Зеленский вынужден учитывать рекомендации спецслужб, которые считают, что российские соцсети и другие ресурсы используются для серьезных информационных диверсий.
Собственно, это перестало быть особым секретом еще с украинского Майдана 2013-2014 годов, когда в сетях множились группы сторонников так называемого «Антимайдана», нередко управляемые российскими администраторами. Эти группы распространяли дезинформацию, которая росла и нередко становилась причиной общественных страхов.
Роль российских соцсетей в оккупации Крыма и Донбасса – это особая тема. Для многих жителей аннексированного полуострова и восточных регионов Украины именно российские соцсети были главным источником информации, и, таким образом, новости российских телеканалов моментально подтверждались «свидетельствами простых людей», которые могли в это время находиться отнюдь не в Симферополе или Луганске, а на «фабриках троллей» в Санкт-Петербурге или в Москве.
Конечно, можно сказать, что информацию все равно не ограничить, и блокировки – тут Зеленский прав – легко обойти. Но, тем не менее, за эти годы «В контакте», «Одноклассники» и «Яндекс» исчезли из списка самых популярных ресурсов украинского интернета, где неизменно занимали первые строчки до Майдана и войны. Украинцы массово мигрировали в «Фейсбук», а в этой соцсети, при всех ее недостатках, проще бороться с дезинформацией. Поэтому российские пропагандисты вынуждены действовать тоньше. И действуют.
Народный депутат Украины Виктор Медведчук, который не скрывает близких личных отношений с российским президентом Владимиром Путиным и который до начала эпидемии коронавируса и самоизоляции Путина регулярно с ним встречался, купил несколько украинских новостных телеканалов. Нужно признать, что пропагандистская деятельность этих медиа превосходит по эффективности российские соцсети. Совсем недавно «каналы Медведчука» обвиняли бывшего президента Петра Порошенко в неконструктивности и неспособности договориться с Кремлем, а сегодня те же обвинения начинают звучать в адрес Зеленского. И это действует – рейтинг президента снижается, причем главным образом за счет пророссийского или равнодушного к будущему страны электората, которому Зеленский во многом обязан и своей парадоксальной телеславой, и победой на выборах главы государства.
Еще одно средство для дестабилизации ситуации – анонимные телеграм-каналы. Тут Украина в точности копирует российский путь развития популярного мессенджера (а, возможно, не сама копирует, а это российские администраторы создают «украинские» каналы). И в этих каналах – раздолье непроверенных данных, прослушек телефонных разговоров, прогнозов и прочей информации, которая тут же становится предметом комментариев в серьезных СМИ и уже привела к нескольким громким отставкам. По сути, анонимные каналы в России и в Украине создали альтернативную информационную реальность, позволяющую манипулировать обществом куда более изощренно, чем это делалось в «Одноклассниках».
Так что, хотя без «Одноклассников» и «В контакте» прожить можно, Россия с украинских границ никуда не делась, и указом Зеленского деятельность ее спецслужб не заблокируешь. России можно только активно сопротивляться – но к этому выводу украинскому президенту, надеющемуся договориться с российским коллегой, еще предстоит прийти.
Впрочем, если сегодня Зеленский «дозрел» до продления блокировки российских соцсетей, завтра он может «дозреть» и до принятия неизбежности такого действенного сопротивления.
Виталий Портников