Польские актрисы благодаря своей утонченной красоте и особенному шарму часто становились востребованными в кинематографе. Имена Беаты Тышкевич, Эвы Шикульской, Барбары Брыльской были хорошо известны советским зрителям. А среди современных актрис самой популярной и у себя на родине стала Каролина Грушка. Когда она сыграла пушкинскую Капитанскую дочку в фильме «Русский бунт», то и представить не могла, что ее роман выйдет за пределы съемочной площадки и навсегда изменит ее жизнь…
Каролина Грушка родилась в 1980 г. в Варшаве и с детских лет мечтала стать актрисой. Она начала сниматься в кино еще в 4 года, а после школы окончила Театральную академию им. Зельверовича в Варшаве. Уже на 1-м курсе она получила предложение сыграть главную роль в фильме российского режиссера Александра Прошкина «Русский бунт» по пушкинской «Капитанской дочке». Тогда она еще не очень хорошо владела русским языком, и ее героиню Машу Миронову озвучила Чулпан Хаматова.
Ее российский кинематографический дебют оказался настолько успешным, что она вскоре получила следующее предложение – роль Юлии в военной драме «В августе 44-го». После этого и у польских, и у российских режиссеров Грушка стала очень востребованной актрисой. А в 2006 г. она начала сниматься и на Западе – ей предложили роль в фильме «Внутренняя империя» мэтра мирового кинематографа Дэвида Линча.
В России Каролина Грушка стала широко известна после того, как исполнила главную роль в фильме «Кислород» режиссера Ивана Вырыпаева. На тот момент он уже заслужил мировое признание после того, как его фильм «Эйфория» получил Гран-при на Международном кинофестивале в Варшаве, «Малого золотого льва» на Венецианском кинофестивале, премию «Ника» и специальный приз российского фестиваля «Кинотавр». Его следующей победой стал «Кислород», снятый по его же одноименной пьесе. За эту работу Вырыпаев были удостоен премии «Кинотавра» в номинации «Лучший режиссер».
Для съемок в этом фильме актрисе пришлось заниматься с учителем русского языка – режиссер наотрез отказывался от дубляжа. Но старания оказались не напрасными. История любви, сыгранная Каролиной Грушкой в «Кислороде», вышла за пределы съемочной площадки. С тех пор она стала музой и настоящим талисманом для Ивана Вырыпаева, который снимал польскую актрису и в других своих фильмах. Одним из них стала новелла «Ощущать» в фильме «Короткое замыкание», где 5 режиссеров сняли 5 новелл о любви. Работа Вырыпаева и для него, и для актрисы имела особое значение – это была история о встрече русского юноши и польской девушки-туристки, не понимающей его языка, которой он предлагает не думать об окружающем мире, а ощущать его.
Они познакомились еще до съемок «Кислорода», на Киевском фестивале «Молодость», где Вырыпаев представлял «Эйфорию», а Грушка – фильм «Любовники из Мароны». Сначала они влюбились в творчество друг друга, режиссер говорил, что это были «взаимоотношения художников», а на съемках «Кислорода» появились и романтические чувства. После завершения работы над фильмом Вырыпаев сделал ей предложение, и в том же году они поженились. Для Каролины это был первый брак, а для российского режиссера – уже третий. В 2012 г. у пары родилась дочь.
В последние годы большую часть времени супруги проводят в Польше, где Иван Вырыпаев стал очень востребованным театральным режиссером. Его постановки с успехом идут в Польше, Германии, Чехии, Болгарии, Франции, Англии и Канаде. Однако планов обрывать связи с Россией у него нет. В 2013-2016 гг. он был художественным руководителем московского театра «Практика». Вырыпаев говорит: «Несмотря на то что последние десять лет у меня не встречается героев из России, все мои пьесы очень русские. Я ментально русский, может быть, даже больше, чем какие-то наши патриоты. И в моих пьесах заложены русские ценности и взгляды… Знаете, побывав в разных странах, с уверенностью могу сказать, что Москва – одна из театральных столиц мира. Лондон, Берлин, Москва – вот на сегодня три мекки драмы. Вообще, таких театральных стран, как Россия, в мире почти не найти». Его супруга называет себя польско-российской актрисой и продолжает сниматься в кино и у себя на родине, и в России.
Супруги живут вместе уже более 10 лет и за это время научились хорошо понимать друг друга, хотя разницу в менталитете с поляками Вырыпаев все же ощущает: «Мне не хватает нашей славянской чувственности. Мы, славяне, глубоко чувствуем некоторые вещи, хоть и не всегда говорим об этом. Тут люди тоже чувственные, но в целом общество более рационально. Конечно, есть поэты, художники, но у большинства людей нет нашего чувственного подхода».
Их тандем и в личной, и в творческой жизни оказался настолько гармоничным и крепким, что их часто спрашивают в интервью о том, что стало скрепой их союза, и не отражаются ли рабочие отношения на их семейной жизни. Каролина на это отвечает: «Конечно, каждый идет по своей траектории, и все же наши пути часто перекликаются. У Ивана сначала рождается текст, и да, он делится со мной какими-то идеями, но в целом это его пространство. Моя задача как актрисы понять, прочувствовать его замысел, а тут такая чудесная возможность: автор всегда рядом, он, конечно, здорово помогает мне в роль войти». Супруги открыли свою продюсерскую компанию в Варшаве, которая работает с лучшими польскими актерами, и это начинание тоже стало успешным.