На вопрос «кто виноват?» на этой неделе власть отвечала предельно четко. Даже четенько. Порошенко, Гонтарева, Рожкова и НБУ в целом, Омелян, Стерненко. А кто не виноват? А не виноват оказался Бахматюк. Славный парень, который сейчас в Вене, потому что украл у государства 30 млрд грн. У государства – это означает у каждого украинца. Так как деньги, которые Бахматюк вывел из двух своих банков VAB и "Финансовая инициатива", были компенсированы за счет наших налогов.
Бахматюк – это такой Коломойский на минималках. Разница в том, что Коломойский всегда исповедовал философию пирата, грабящего государственные корабли, а Бахматюк пытался развивать свой аграрный бизнес и толкать свои яйца по всему миру. Назанимал под разрастающееся хозяйство миллиарды внутри страны и у зарубежных инвесторов, но грянул 2014, и дебет с кредитом у Олега не сошелся. Типичная история. Но Олега это совсем не расстроило и не сломило, он начал занимать новые миллиарды, благо, что тогдашний глава НБУ Кубив, очень тонко своего друга Олега понимал, и банки Бахматюка стали третьими по объемам рефинансирования в 2014 году после Коломойского и Лагуна, получив 13,8 млрд грн.
Кстати, Кубив и дальше лоббировал Бахматюка уже на посту вице-премьера, когда стало окончательно ясно, что рефинанс украден, и рассказывал, что «в случае с агрохолдингом Бахматюка нужен мудрый и хозяйственный подход», и «надо защищать своего производителя». То есть, Олега надо понять и простить, говорил нам Кубив.
Но после доброго к госфинансам Кубива пришла злая Гонтарева, которая банки Бахматюка перестала заливать деньгами. Последний рефинанс в 1,2 млрд, который в дальнейшем стал главным кейсом расследования НАБУ, Бахматюк получил в 2014, подделав документацию по залогам, и все эти деньги тут же вывел через связанные компании. С вкладчиками рассчитываться было нечем, а новых кредитов НБУ уже не давал.
Выпотрошенные Бахматюком банки начали валиться, и Гонтарева вывела их с рынка.
При этом Бахматюк долго не мог взять в толк, что Гонтаревой нельзя отлистать, как тому же Кубиву. Просто отказывался в это верить, предполагая, что просто сумма недостаточная. А Олег в этих вопросах совсем не скупился, и его юристы, которые занимались заносами, приходя в "Укрлэндфарминг" юными выпускниками вузов, за год-два становились миллионерами – на откатах от взяток судьям и чиновникам.
Когда стало ясно, что финансовая инициатива в этот раз не зашла, Бахматюк начал «шатать» НБУ. Сначала сам, а затем на паях с Коломойским. Связано это было с тем, что Гонтарева открыла масштабное преследование Бахматюка, требуя вернуть рефинансирование НБУ на более чем 10 млрд грн. Именно тогда в ответ на эти иски и были разработаны и запущены все эти вирусные смыслы про «банкопад, уничтожение финансовой системы, разграбление банков и расхищение средств вкладчиков» и прочие мемчики, которые можно освежить в памяти, открыв любой пост Саши Дубинского того периода. Опять-таки денег на эти кампании ни Олег, ни Игорь Валерьевич не жалели. И шатали не только медийно и уличными акциями, но и через абонентский подкуп депутатов, в том числе и БПП.
Все это время Бахматюк рассказывал, что готов отдавать долги, ну не сразу, конечно, потому что денег нет, а в рассрочку лет на 20-30 по проценту в год, но почему-то НБУ идти навстречу не хочет, и из-за неконструктивной позиции НБУ никто ему больше не дает кредита, а внешние кредиторы и партнёры о сотрудничестве с ним и слышать не хотят. То есть, для Бахматюка НБУ был куда более страшным, чем силовики, которые вели по нему расследования, и с которыми он разными способами «решал».
Дела по банкам Бахматюка расследовали параллельно Нацполиция и НАБУ. При этом Нацполиция захоранивала, а НАБУ пыталось рыть, начав расследование еще в 2016 году. Но, как всегда, бездарно и внутренними процессами разложения. Чтобы тормозить НАБУ, Бахматюк использовал своего кума – заместителя Сытника Анатолия Новака. Примерно с 2017 года Сытника через людей Бахматюка и Новака начали «отдыхать» и записывать в охотничьем хозяйстве «Полесское-Сарны». Таким образом, за 3 года НАБУ не смогло передать дело в суд, и нынешние стоны Сытника просто смешно слышать.
А в 2019 году Луценко сделал ход конем и передал дело НАБУ в Нацполицию. По одной из версий – при полном согласии Сытника. По крайней мере, никаких особых протестов от НАБУ тогда не было. Подвал стороннего предприятия, где полиция хранила 100 томов дела, постиг досадный форс-мажор – все залило водой, еще несколько томов просто пропали. В общем, летом прошлого года дело было закрыто за отсутствием состава преступления.
Но вот в конце октября в НАБУ приехал Зеленский и поставил новые задачи: а что там у нас с расхитителями банков? Дайте результат до Нового года. Сделано это было в ответ на прозвучавший накануне призыв МВФ к украинской власти расследовать преступления по выводу денег из банков. При этом МВФ-то, конечно, имел в виду Коломойского, а президент поставил задачу НАБУ по Бахматюку. Вы просили расследования преступлений по выводу денег из банков, Кристалина Георгиевна, вот вам расследования. Придумал это иезуитское изящество, разумеется, не Зеленский, а Богдан, и, похоже, при творческой поддержке Коломойского.
Потому что после визита Зе главной мишенью становится не столько Бахматюк, сколько бывший заместитель Гонтаревой Писарук, работавший затем в МВФ. Элегантно же – МВФ просит расследований, вот вашего же экс-менеджера и порасследуем. Рябошапка через своего зама Касько реанимирует закрытое Нацполом дело и передает его НАБУ, и то объявляет подозрения – Писаруку, Гончаруку и еще ряду фигурантов.
И только после этой демонстрации перспектив Бахматюка принимает Богдан. Глава Офиса президента устраивает личную аудиенцию подозреваемому в хищениях, ну разве не прелесть? Наверное, о Рахманинове говорили, о сельском хозяйстве? Но не договорились, похоже, слишком много Андрей запросил. Потом, в декабре Бахматюк начнёт рассказывать о том, что Богдан его заказал и хотел отжать бизнес, но тогда ему спокойно дают выехать из страны, и 22 ноября прошлого года объявляют в розыск.
Бахматюк и тут не грустит, и из-за границы вовсю бодрит Сытника, устраивая шоу под НАБУ и Кабмином с гоняющими по Грушевского фурами с огромными портретами Сытника и лозунгами с требованиями его отставки на них. К фурам в центре города, заметим, никаких претензий нет у полиции. Словом, все как всегда.
Потом приходит Ермак, и дела начинают идти лучше. Защита Бахматюка оспаривает в Печерском суде постановление прокуратуры о возобновлении против него дела. И успешно. 5 июня суд принимает решение дело закрыть. И Венедиктова, посыпая голову пеплом, горестно сожалея и говоря «ай-ай-ай, какое незаконное решение», это дело и закрывает. Хотя сомнительна сама правомерность рассмотрения дела районным судом, а не ВАКСом, и Венедиктова прекрасно знает, что решение Печерского суда оспаривается САП в Апелляционной палате ВАКС.
Но ничего не поделаешь, закон есть закон – раз Печерский суд принял, надо выполнять. И все, кто говорит о том, что Бахматюк что-то кому-то «заносил» и с кем-то за что-то рассчитывался – это люди, ищущие хайпа. А Олег – не такой. И Генпрокурор – не такая. И президент – не такой, и вся его команда, которой иногда в спортивных сумках носят кэш, не такая. И поэтому абсолютно логично, что и ситуация в стране – тоже не такая. Как должна или хотя бы могла бы быть.
Ну а на следующей неделе ждем новых триумфальных известий – снятия Бахматюка с розыска и допроса Порошенко по обвинению в захвате власти, которое вовремя успел заметить Портнов. Карнавал продолжается.