Величие страны, подчеркивал Уинстон Черчилль, определяется тем, сколько ей готовы дать взаймы. Я бы еще добавил для условий войны – и величие Вооруженных сил государства.
Тогда, может быть, нам и не «заморачиваться» проблемой долгов? Ведь эта проблема глобальная. Пройдет еще 5-7 лет и эти долги во всех странах Европы и Америки превысят 100% их ВВП.
Дальше эти суверенные долги может обесценить высокая инфляция. В истории это происходило многократно, когда рост цен съедал реальную стоимость долгов.
ВЫХОД ИЗ ЭТОЙ СИТУАЦИИ БЕЗДЕНЕЖЬЯ И БЛЭКАУТОВ ВООБЩЕ ЕСТЬ?
Да, есть, и даже не один. Например, сегодня в условиях войны востребованными могли бы оказаться выпуски так называемых инфраструктурных облигаций под крупные частно-государственные проекты. Для их выкупа нашлись бы деньги как внутри страны, так и за рубежом. При всех рисках выкуп этих ценных бумаг на рынке мог бы стать дополнительным источником поступления денег в реальный сектор экономики, в частности, для восстановления разрушенных объектов энергетической отрасли. И это сразу бы оценили на фронте и в тылу.
Главное – правильно выстроить схему деятельности власти и бизнеса. Во всем и всегда важна схема, а уж как ее сделать живым организмом, конечно, забота Кабмина и Нацбанка.