К вопросу о путинской пропаганде… О путинской ли?
Тема сталинских репрессий в брежневском СССР, в общем-то, тщательно обходилась и замалчивалась и в школьной программе и вообще везде.
Многие узнавали о них лишь дойдя до комсомольского возраста, а то и покинув школу. А узнав - не верили...
Я, в отличие от многих моих одноклассников, о репрессиях знал с раннего детства. В семье у нас тема не замалчивалась. Я даже помню, как впервые услышал о них.
По телевизору показывали фильм «Добровольцы». Кто его не видел, посмотрите обязательно, сейчас такой качественной и захватывающей пропаганды уже не делают. И вот в фильме — 37 год. О репрессиях, конечно, ни слова. Но авторы фильма умудрились передать гнетущую атмосферу. Главный герой идёт безнадежно по улице, у него неприятности, с работы уволили, из партии исключают — причины не афишируются, где-то на заднем плане.
— Ох, тяжелое время было, страшное, Берия, — говорит вдруг мама.
Я прошу объяснить, что за такая берия.
И она мне рассказывает мне доступным для ребенка языком, что был до войны такой руководитель партии — Берия, и при нем людей обвиняли в том, чего они не делали, сажали в тюрьмы без вины, а многие люди просто бесследно пропадали и никто не знал, куда они делись.
Рассказывала она, я помню, образно, красочно!
— Как же так, — воскликнул я, сжимая от возмущения свои детские кулаченки, — неужели никто с ним не справился?
— Справились, — утешила меня мама, — его потом арестовали и расстреляли, он оказался английским шпионом.
Последнюю фразу она произнесла без тени сомнения.
Она все понимала, моя мама, я никогда не слышал от нее «сталина на вас нет», хотя ее подруги частенько это повторяли. Она осуждала и возмущалась, но при этом искренне верила, что все эти страшные дела случились только потому, что Берия был английским шпионом.
Андрей Шипилов