Вместо отчета правительства, в которого многие граждане этой страны желали узнать, на каком свете они живут, мы поучавствовали в качестве статистов в плохой черной комедии под название “Спасти правительство Яценюка”. И, поскольку в речи Премьер перечислял достижения своего кабинета, которые никто толком не заметил, стало ясно, что информации о реальном положении дел в экономике страны мы не дождемся. Бендукидзе как-то сказал, что реформы мы чувствуем и замечаем сразу, а если нет - значит их не было. Цифры и факты - упрямая вещь, и даже если не возможно измерить глубину “теневой” стороны экономики, официальная статистика дает немало данных, по которых можно судить о делах нынешнего кабинета реформаторов-камикадзе, с который постепенно покидают экспаты-иностранцы, расписываясь в неспособности сломать “систему”.
Весь 2015 год нас убеждали в том, что экономический рост неизбежен, что в 4-м квартале мы обязательно его увидим. Не увидели, хотя по отношению к 4-му кварталу 2014 года спад замедлился до 1.2%, а в ряде отраслей наметились тенденции к росту в 1-2%, что трудно заметить простому украинцу, проевшему за последние 3 года все “жировые” запасы. Украина имеет огромный потенциал роста, который может быть реализован только при условии, что государство не будет создавать препятствий деятельности человека, в частности, предпринимательским инициативам, а будет последовательно их устранять. Это и называется громким словом “реформы”.
ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА 28 МЛРД ГРН
По итогам года расходы бюджета превысили доходы, дефицит составил 27.8 млрд.грн. То есть, государство проедает намного большеб чем может себе позволить. При этом, никаких существенных сокращений бюрократического аппарата не было замечено, также правительство не сделало никаких шагов по приватизации госпредприятий, внедрению частной страховой медицины и высшего образования, других мер, которые лежат на поверхности и которые позволили бы не только убрать дефицит, но и сократить расходы бюджета, оставив эти деньги частному сектору и простым налогоплательщикам. Естественно, год был “выборный”, а наш избиратель голосует за популизм.
Откуда дровишки? На социальные и бюрократические “хотелки” правительства нужны деньги, а при падении всех отраслей, даже с драконовскими налогами собрать эту сумму невозможно. Именно поэтому в 2015 г. НБУ было запланировано перевод рекордной суммы его “доходов” в бюджет - 60.5 млрд грн. Но он этот план перевыполнил, переведя 61.8 млрд грн. Это 9.5% доходов сводного бюджета. Для сравнения в 2014-м году мы удивлялись переводу рекордной суммы 22.8 млрд грн. Следует отметить, что формально это считается перечислением НБУ своей прибыли. Но, на самом деле, прибыль определяется в конце года, а НБУ перечисляет деньги весь год, по сути это деньги имеют эмиссионную природу, т.е. правительству нужны деньги и включается “станок”. Ествественно, данное перечисление приводит к росту цен и падению курса гривны, что мы и наблюдаем. Не случайно, в 2016 году МВФ потребовал от Украины резко сократить перечисление средств НБУ в бюджет и сумма, запланировананая в бюджете на 2016 г., уменьшена до 38 млрд.грн.
НАЦБАНКОВСКИЕ ФИНТЫ
“Финт ушами” - вообще любимый прием нашим нынешних правителей, - 17.5% всех годовых расходов было совершено в декабре, в основном, в последний банковский день 30 декабря. Так правительство обеспечивало финансовую стабилизацию в течение года - откладывая бюджетные платежи на последний день года, аккурат под новогодний "угар", когда всем уже не до экономики. В результате - со средины января наблюдаем падение национальной валюты и ждем, когда выброшенная на рынок в последний день гривна "рассосется".
На оборону расходы увеличились на 90%, на выплату процентов по долгу - на 74%. Именно это и ставит в заслугу своей команде А. Яценюк.
Рост по остальным статьям находится в пределах 15-25%.
Статистика расходов бюджета доказывает, что, не смотря на серьезное повышение налогов, профинансировать расходы в полной мере не удалось. Уловки Правительства - "закрыть" основные расходы бюджета в конце года - только усугубило экономическое положение, создавая серьезное давление на гривну в начале 2016 года. В то же время, поставщики товаров и услуг наблюдают тающий оборот, в частности, этому способствует новая система возврата НДС, обложение до получения прибыли и т.д., что при падении продаж и обвале фондовых рынков в самом начале года еще больше усугубляет их проблемы.
Безусловно, выход из ситуации - не в еще более изощренных ухищрениях, а в серьезных сокращених бюджетных расходов, которые абсолютно не под силу украинской экономике и в кардинальном измененнии подходов в регуляторной и налоговой политике. Но видимо, такие методы этому правительству не известны.
Понятно, почему обещали рост к концу года - в 4-м квартале 2014 г. был большой спад. И казалось, что к сильно упавшим показателям экономики конца 2014 г., в конце 2015 г. по цифрам наступит подъем. Но не наступил.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - ШЕВЕЛЕНИЯ ВМЕСТО РОСТА
Но, кроме строительства, все отрасли продолжили падение.
Впрочем, строительство показало рост лишь только в декабре и на 10% по отношению к декабрю прошлого года “плоского дна”, а если посмотреть на 2013-й, то оно составило лишь 66% от былого объема. Что строили? Нежилые строения и инженерных коммуникации, жилищное пока стагнирует. Но позитивная динамика есть, хоть и небольшая. Более того, в начале 2016 года года можно ждать небольшой рост относительно начала 2015-го (когда было большое падение). Но этот рост был за счет, по сути, двух областей - Харьковской и Львовской. Лучшие показатели у Волынской и Николаевской областей, но их удельный вес в национальном масштабе невелик. А вот области, имеющие наибольший удельный вес в общеукраинском масштабе - г.Киев и Днепропетровская показали падение на 17 и 12%, соответственно.
А вот промышленность даже в декабре не смогла догнать уровень декабря 2014 г. Падение замедлилось до 2.1%. Но это падение, Карл! В начале года падение было таким же быстрым, как в 2014 -м - 18-22%, с августа оно замедлилось, но не прекратилось.
При этом к концу года большинство отраслей промышленности с высоким уровнем добавленной стоимости - машиностроение, строительная - начали показывать небольшой рост. Падение обусловлено спадом в металлургии, химии, пищевой и распределении энергии.
Подобная ситуация в транспорте. Явный перелом в строительстве, промышленном производстве и транспорте наступил в июле-августе 2015 года. Эти отрасли отошли от шока ноября 2014 -апреля 2015-го, подняв обороты на несколько процентов. Да, если в 2014 г. мы писали об ускорении падения, то в 2015-м, наоборот, замедление. Это единственное, что мог поставить себе в заслугу нынешний премьер, и видимо таки поставил, представив замедление темпов обвала как рост. Давайте представим экономику Украны большим старым автомобилем, который в 13-м году был еще на ходу и заправлен на полбака. Если в 2014-м году, из двигателя и ходовой на глазах сыпались запчасти, то в 2015-м из строя выходят различные механизмы, которые не заметны под капотом, хотя автомобиль заводиться все сложнее и сложнее, бензин на исходе и аккумулятор практически не заряжается. И, конечно, г-н Премьер-министр может поставить себе в плюс, что в этом году “наметился рост поездок, когда мы не теряли детали по дороге”. Но это не смешно. Нет смысла вкладываться и занимать в МВФ на дорогой ремонт дряхлого внедорожника, если можно сэкономить на ежедневных расходах, и купить новую экономичую малолитражку.
Розничная торговля живет по иным законам. Она
последней входит в кризис и последней из него выходит. В целом, все
ритейлеры отметили, что покупательная способность украинца неуклонно
падает.
Если на начало 2014- го года еще был некий рост, далее
замедление и падение до 14-19%. 2015 г. начинается с падения 30% и выше.
С августа падение сокращается до 16-19%, а в декабре - до 13%, и это
понятно - новогодние покупки. Но это замедление падения - за счет
сравнения с более низким уровнем конца 2014 г., если сравнить 2013 -й и
2015-й год, то Правительству нечем хвастаться вообще - торговля в минусе
весь год. Впрочем, все заметили снижение своей собственной
покупательной способности по своему кошельку, - без статистики.
Сельское хозяйство не выручает как ранее, падение 2015-го года по сравнению с 2013-м составляет 30%, к 2014-му чуть меньше, но все равно явное сокращение.
ПРОГНОЗ
Если нынешняя тенденция черепашьего ползанья по дну будет продолжена, то возможно в 2016 г. удасться оттолкнуться в пределах 2% в строительстве и промышленности (если внешняя конюнктура не помешает, к середине января 2016 г. цены на железную руду в мире начали расти). Транспорт, вероятно, покажет ноль, а торговля и селькое хозяйство до середины года будут незначительно проседать. Что будет с сельским хозяйством в конце года - будет зависеть от урожая и погоды.
Понятно, что рост в пределах 2% ВВП - это не рост вовсе. Потому что если в 2015 г. будет падение на 10%, а в 2016-м рост на 2% к 2015-му, то это означает падение на 8% к 2014-му. Элементарная математика для младшей школы. Чтобы показать, действительный рост, его скорость должна превышать скорость предыдущего падения.
А это возможно или благодаря благоприятной внешней конъюнктуре (на что расчитывать мало оснований), или благодаря внутренним стимулам.
На нашем рынке нет очень многих товаров и услуг, которые давно привычны в более развитых странах. Уровень жизни и потребления миллионов людей, в т.ч. имеющих неплохое образование и квалификацию, очень низкий. Т.е. есть огромный потенциал для роста. Для его реализации нужны очень простые и известные всем вещи.
Свобода бизнеса и конкуренции, открытые для торговли границы, функционирующие суды и правоприменительные органы, защита частной собственности, сокращение бюрократического аппарата и функций государства (значит, и коррупции) и т.д. Но пока все это звучит утопично, хотя это и есть те реформы, о которых уже столько говорят.
Анализ - Владимир Рапопорт, редакция текста - Наталия Слюсарь,