Автономная республика Крым – аннексированная украинская территория, – 28 июля указом президента Владимира Путина вошла в состав Южного федерального округа России.
«В целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти постановляю: преобразовать Южный федеральный округ и Крымский федеральный округ в Южный федеральный округ», отмечается в первом пункте указа президента России Владимира Путина, опубликованном 28 июля пресс-службой Кремля.
РИА «Новости» цитирует слова пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова о том, что Крымский федеральный округ был преобразован в Южный федеральный округ с целью повышения эффективности управленческого звена.
По мнению Дмитрия Пескова, «для жителей полуострова это ничего не меняет, наоборот, это должно иметь, призвано иметь позитивный эффект».
«Очередная манипуляция статусом Крыма» – так охарактеризовал решение президента РФ постоянный представитель Украины в ООН Владимир Ельченко. «Им мало того, что они попытались аннексировать Крым; они даже не знают, что с ним делать, – продолжал украинский дипломат. – Сегодня президент России Владимир Путин принял решение ликвидировать так называемый Крымский Федеральный округ и ввести его в состав Южного федерального округа. Я уже написал в своем Твиттере, что все работало бы еще лучше, если бы его присоединили к Уралу, Сибири или Дальнему Востоку».По словам Ельченко, украинская сторона намерена, в частности, предложить Совету Безопасности ООН распространить заявление для прессы, в котором ООН выразит приверженность территориальной целостности Украины.
Социальные сети о Крыме
Указ президента России по поводу преобразования, так называемого «Крымского федерального округа», вызвал волну обсуждений в украинских социальных сетях среди экспертов и политиков.
«Упразднение с сегодняшнего дня Крымского федерального округа и отнесение «Республики Крым и города Севастополя» в состав Южного федерального округа свидетельствует о том, что высшее политическое руководство России, уготовило оккупированному Крыму судьбу иных, собственно российских, территорий, которые выступают в качестве объектов для насаждения единой унифицированной государственной политики, при реализации которой этническое или историческое разнообразие, культурные или языковые особенности будут служить прикрытием лишь до момента полной зачистки данной территории до стандартов "русского мира"»,– пишет на своей странице в Фейсбуке лидер Меджлиса крымскотатарского народа, народный депутат Украины Рефат Чубаров.
Украинский политолог Сергей Белашко считает, что ничего необычного с упразднением Крымского федерального округа не произошло.
«КФО создавали для обеспечения управляемости интеграции Крыма в РФ из «центра». Переходный период изначально планировался до конца 2016 года, но, по сути, закончился досрочно. Региональные элиты не смогли в полной мере адаптироваться к российским реалиям даже при помощи весьма многочисленного десанта с «материка». Вполне логично присоединить КФО к Южному округу, в рамках которого были успешно решены масштабные инфраструктурные задачи на черноморском побережье Краснодарского края», – подчеркивает Сергей Белашко в Фейсбуке.
Журналист Андрей Клименко, который до аннексии проживал и работал в Ялте, иронически отмечает на своей интернет-странице, что ликвидация Крымского федерального округа – это в том числе и достойная оценка деятельности местной власти, которая поддержала аннексию украинской территории.
«Крутое решение. Аксенову с Константиновым придется делать харакири от позора. Или в монастырь. Это достойная оценка их труда», – подчеркивает Андрей Клименко.
КФО, или приманка для электората
Управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний считает, что «Крымский федеральный округ» существовал лишь как приманка для крымского электората, поддержавшего аннексию полуострова.
«В советские времена Севастополь имел особый статус и был напрямую переподчинен Москве. Украина унаследовала этот принцип, – Севастополь был специальным субъектом в Украине. Крым тоже имел специальный статус – автономной республики со своим парламентом и правительством. Но де-факто во многом было не так: Крым в сфере административного управления был похож на любую украинскую область. Во время аннексии полуострова, Кремль показал, что готов создать отдельный федеральный округ показать, что якобы ценит крымчан. Сегодня пришло время сказать, как есть – ребята, вы неособенные, нет у вас никакого федерального округа, у вас нет никакой столицы, теперь вашим центром будет Ростов-на-Дону, и его чиновники», – говорит Тарас Загородний корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Тарас Загородний считает, что с окончанием президентской кампании в Соединенных Штатах, политика официального Вашингтона не изменится в отношении Украины и аннексированных Россией территорий.
Напомним, что кандидат от Республиканской партии США на выборах президента Дональд Трамп в случае своей победы пообещал рассмотреть вопрос признания оккупированного Россией Крыма. Выступая на пресс-конференции 27 июля, на вопрос о возможности этого он ответил: «Мы рассмотрим это. Да, рассмотрим», сообщает американское издание Politico.
«Господин Трамп не является президентом Соединенных Штатов – по крайней мере, сегодня, – заявил в данной связи представитель Украины в ООН. – Во-вторых, позиции ООН всем известны... Я совершенно уверен в том, что любая администрация США будет их уважать».
«В момент выборов западные политики мало чем отличаются от украинских – обещают и часто не выполняют. То, что говорит Дональд Трамп, интересно, в первую очередь, его электорату, что хотят от него услышать и будет тиражироваться в прессе. Но даже в случае его победы и попытке проводить провокационную политику, которая противоречит интересам США, Конгресса, Сената, Верховного суда, у него ничего не получится. Слова Трампа по поводу возможного рассмотрения вопросов признания Крыма – это обрушение всей системы безопасности мира, это удар по костяку безопасности – по НАТО», – подчеркивает Тарас Загородний.
Низкая субъектность и раздражение россиян
Заместитель директора Украинского института исследования экстремизма Богдан Петренко говорит о том, что упразднение так называемого Крымского федерального округа – это попытка Кремля для последующей легализации аннексии полуострова.
«То есть, Крым в системе административно-территориального деления России получает низкую субъектность и является якобы составляющей другого округа. По этому же принципу в июле прошлого года было отменено министерство РФ по делам Крыма.
Это – демонстрация крымчанам и россиянам, Украине и остальному миру того, что Крым продолжает становиться частью России. Крым, то есть его интеграция за счет выделенных на этот процесс федеральных средств в российскую систему, начинает раздражать других россиян. Поэтому если финансирование будет происходить через систему «Южного федерального округа», общественные настроения раздражаться будут меньше», – говорит Богдан Петренко корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Богдан Петренко считает, что данный указ президента России послужит сигналом для крымской власти.
«Так называемой крымской власти теперь не стоит рассчитывать на преференции и увеличение финансирования. То есть, это узаконенный повтор цитаты премьер-министра Медведева «денег нет. Всего вам хорошего»», – отмечает Богдан Петренко.
Богдан Петренко считает, что пресса придает несколько большее значение заявлению кандидату в президенты Соединенных Штатов Дональда Трампа, чем на самом деле оно значит.
«На самом деле, то, что сказал кандидат в президенты США по поводу будущего Крыма – это «мы рассмотрим этот вопрос». Но еще в марте Трамп высказывался за продолжение экономических санкций против России. Трамп – популист и его избирательная кампания направлена на тех, кто не принадлежит к одной из партий. Поэтому, ему важно получить каждый голос. В том числе и тех, кто выступает за примирения с Москвой», – подчеркивает Богдан Петренко.