Опытный дипломат и образованный человек, министр иностранных дел России Сергей Лавров прекрасно знал, что говорил, когда на прошлой неделе разразился тирадой о евреях, антисемитах и Гитлере в своем интервью итальянскому телевидению. Это была не оговорка и не ошибка, и никто в Кремле не попросил исправить запись интервью или извиниться за эти слова. [В какой-то момент в СМИ появились сообщения о том, что Путин якобы извинился за слова Лаврова перед премьер-министром Израиля Яиром Лапидом, но Песков, путинский пресс-секретарь, не смог подтвердить эти сообщения].
Комментарии Лаврова были одним из самых явных пересечений Россией ревизионистской красной линии с момента ее вторжения в Украину. Он заявил: «Ну и что, что Зеленский - еврей? Этот факт не отменяет наличия нацистских элементов в Украине. Я считаю, что у Гитлера тоже была еврейская кровь. Это абсолютно ничего не значит... самые ярые антисемиты обычно евреи».
Лавров вызвал немедленное возмущение в Израиле и далеко за его пределами. Израильские официальные лица назвали его комментарии «непростительной» ложью, основанной на исторических ошибках и бредовых теориях заговора, которые принижают ужасы нацистского Холокоста и превращают жертв в виновников. Но министерство иностранных дел России решило настаивать на своем: для Москвы эти упреки «во многом объясняют, почему нынешнее израильское правительство поддерживает неонацистский режим в Киеве».
Те, кто считал, что можно молчать, пока Путин и его помощники постоянно сравнивали Владимира Зеленского, еврейского президента Украины, с нацистом и оправдывали кровавую войну против Киева, используя ужасный, в стиле Геббельса, термин «денацификация», должен осознать, что происходит. Обитателям Кремля абсолютно все равно, у них нет ничего святого.
Когда Путину и его верному слуге Лаврову нужно оправдать крестовый поход против украинского президента, который оказался евреем, любое сравнение, метафора, гипербола или кровавый навет вполне подходят. Нет ничего - от фактов до основных человеческих норм - святого: в этом путинском мире украинцы убивают своих соотечественников в Мариуполе, Буче и Ирпене, «потому что они нацисты», евреи – «худшие антисемиты», а в жилах Гитлера течет «еврейская кровь».
Израильский истеблишмент искренне возмутился этими заявлениями, и для многих это был шок, резкий отход от того, что в Израиле принято называть «путинским филосемитизмом». Но для русскоговорящих в Израиле, Украине и России в этом не было ничего нового.
В свое время русский поэт и певец Владимир Высоцкий пел сатирическую песню о том, что евреи повсюду, отражая то, что когда-то было национальным видом спорта в Советском Союзе - замечать евреев и удивляться их могуществу и влиянию. В те времена антисемитизм был неотъемлемой частью официальной советской политики, а евреев не допускали в престижные университеты и на работу, поскольку они автоматически не проходили «проверку на благонадежность».
После распада Советского Союза антисемитизм в России, конечно, не исчез, но какое-то время он не был частью официальной политики. Россия хотела поддерживать тесные связи с Израилем - близким союзником США, и Москве также «нужны» евреи, чтобы продвигать определенный образ: страны-победительницы, которая освободила лагеря смерти во время Второй мировой войны и спасла мир от нацистской заразы, построив инклюзивное общество, в то время как Запад снова и снова заражался нацизмом.
Российское государство позволило процветать еврейским общинам в России, особенно тем, которые возглавляет ультраортодоксальное движение Хабад; оно проводило специальные ханукальные концерты в Кремле и отмечало Международный день памяти жертв Холокоста.
В то же время это не помешало худшим антисемитам, весьма близким к Кремлю, распространять злобную ложь - например, о планах Украины по переселению евреев на Донбасс или о том, что Россию вынудили вмешаться, пока Украина не построила «концентрационные лагеря» и не начала «травить людей газом».
Признаком запугивающей силы путинского филосемитизма стало то, что ни одна крупная еврейская организация в России не осмелилась осудить слова Лаврова.
Во время кризиса - например, когда в Сирии сбили российский разведывательный самолет (в этом ударе сначала обвинили Израиль, но позже выяснилось, что это была ошибка сирийских систем ПВО) - или просто в порыве гнева, например, когда израильская гимнастка Линой Ашрам завоевала золотую медаль по художественной гимнастике на Олимпийских играх в Токио, положив конец 20-летней монополии России, окно дискурса смещается с ужасающей скоростью.
Социальные сети внезапно наполнились антисемитской злобой, термин «еврейское государство» стал обвинительным, а евреи снова стали «ж*дами». После ужасающего пожара в торговом центре в Кемерово в 2018 году различные христианские круги утверждали, что за трагедией стоят евреи, поскольку она совпала с еврейским праздником. Ультранационалистические русские православные круги, которые пользуются все большим доступом к Кремлю, давно распространяют антисемитские теории заговора.
Интересно, что в наши дни путинская пропаганда часто сравнивает преследование русских с преследованием евреев, что является формой суперсессионизма. Прокремлевский певец Шнуров даже выпустил новую песню под названием «Русским и собакам входа нет!», в которой есть бессмертные строки: «Русский сейчас как еврей в Берлине в 1940 году... Русский для вас - это новый ж*д. Сжечь бы нас всех в печи!».
Владимир Соловьев, ведущий кремлевский пропагандист и объект санкций ЕС, утверждает, что «европейцы» «преследуют его за то, что он еврей». Многие пропутинские деятели открыто жалуются, что «коренные» евреи упорно не замечают того, что они называют украинским нацизмом, и даже имеют наглость протестовать против «специальной военной операции» по «денацификации» Украины.
Напряжение между Россией и Израилем нарастало в течение двух месяцев после начала вторжения. Российская телепропаганда осуждает российских евреев, которые «покинули родину в критический час и сейчас скрываются в Израиле», и перечисляет артистов и журналистов, как в России, так и за рубежом, критикующих войну (или, говоря кремлевским языком, «разжигающих ненависть к русским»), прямо указывая, что все они носят еврейские имена.
Но заявления Лаврова означали, что Израиль не мог не отреагировать, и руководство страны отреагировало достаточно жестко. Так окажет ли история с Лавровым, которая была слишком громкой, чтобы ее игнорировать, ощутимое влияние на политику Израиля в отношении России и Украины?
Учитывая, что ключевой причиной сохранения Израилем баланса в отношении России была национальная безопасность, особенно в отношении Сирии, расположенной к северу от страны, где Россия контролирует воздушное пространство и может вмешаться в операции Израиля против Хезболлы и Ирана, можно предположить, что, по крайней мере, в настоящее время, серьезных изменений в этой политике не произойдет.
Хотя Израилю пришлось ответить на оскорбления Лаврова, все же трудно представить, что в скором времени Иерусалим начнет поставлять оружие Украине, введет санкции против российских фирм или частных лиц или, несмотря на призыв Зеленского, отзовет своего посла в Москве. Страх бросить вызов России все еще присутствует, а учитывая постоянно тлеющий коалиционный кризис в Израиле, открытие нового фронта с Москвой вряд ли можно считать приоритетной задачей для премьер-министра Израиля.
В то же время, нет сомнений, что напряженность в отношениях между Россией и Израилем будет нарастать. Помимо вопиющего злоупотребления Холокостом и антисемитизма, Москва параллельно играет с Израилем на других фронтах, чтобы получить рычаги влияния: подтверждает свою поддержку палестинского дела, осуждает действия Израиля в Сирии. Можно не сомневаться, что со временем Москва предъявит все новые требования и ограничения. Новым яблоком раздора может стать церковь святого Александра - собственность в Старом городе Иерусалима, которую Россия хочет получить в свое распоряжение.
Если Израиль надеялся, что ему удастся как-то угодить и России, и Украине, то Москва, похоже, ожидает только полного повиновения, и даже в этом случае Кремль будет продолжать использовать еврейскую карту в любых удобных для себя целях.
Алла Гербер, основатель и руководитель Российского научно-просветительского центра «Холокост», однажды сказала, что антисемитизм в России - это как поезд, стоящий на запасном пути: сегодня его активно не используют, но когда возникает необходимость, поезд может разогнаться очень быстро.