В Крыму 20 января отмечали очередную годовщину референдума 1991 года по воссозданию Крымской автономии. После аннексии полуострова Россией в начале 2014 года этот день был объявлен праздником и назван «Днем Республики Крым». Меджлис крымскотатарского народа настаивает на внесении поправок в Конституцию Украины с целью создания на полуострове крымскотатарской автономии.
На главные вопросы о спорном празднике и статусе оккупированного Крыма 20 января 2017 года отвечал член Меджлиса крымскотатарского народа Эскендер Бариев. У
– Стоит ли отмечать «День Республики Крым» 20 января?
– Мне как-то прислали много СМС-сообщений с поздравлениями, чем немало удивили. Я напомню, что 20 января 1991 года состоялся так называемый референдум за воссоздание Крымской АССР, который не дал крымскотатарскому народу вообще ничего. А ведь еще в 1989 году Верховный Совет СССР постановил, что реабилитация крымских татар после депортации 1944 года невозможна без учета территориального вопроса. Поэтому тогда, в конце 80-х, и решили восстановить АССР, причем в состав всех органов управления должны были войти крымские татары.
Автономия в составе любого государства возможна, если на ее территории компактно проживает какой-то народЭскендер Бариев
– Именно. Украинскую элиту изначально пугала автономия в составе унитарного государства, потому что она еще тогда создавала опасный прецедент для появления псевдогосударственных образований вроде сегодняшних «ДНР», «ЛНР» и так далее. Однако автономия в составе любого государства возможна, если на ее территории компактно проживает какой-то народ. В итоге из-за страха изменить положение вещей в любую сторону Украина не стала сотрудничать с крымскими татарами, но сохранила Автономную Республику Крым.
– Нужно признать свои ошибки и взвешивать каждое решение, прописывая изменения в законы или Конституцию на будущее. Сохранять территориальную автономию Крыма после деоккупации, на мой взгляд, бессмысленно – мы же говорим об этнической автономии, когда важны не границы, а ее содержание, сохранение и защита прав коренных народов.
– Напомните, что крымским татарам обещала Россия в момент аннексии?
– Россияне предлагали закрепить 20% мест в Госсовете Крыма за нашими представителями, упирали на три государственных языка на полуострове и так далее. Но уже тогда было ясно, что с государством, нарушающим международное право, ни о чем договориться нельзя. Мы увидели, что это так и есть: Крым нужен России не как регион стабильности, где гарантированы права коренных народов, а как территория, зачищенная от любого подлинного самоуправления и прав человека. Поэтому отмечать «День Республики Крым» вместе с оккупантами – значит подыгрывать их лжи и репрессиям.