В начале августа 1941 года министр пропаганды Германии Геббельс без тени сомнения заявляет, что «ни один камень в Берлине не содрогнется от взрыва». Несмотря на то что немцы с 1939 года участвуют в военных действиях, сами жители Берлина не ощущают на себе весь ужас войны и спят по ночам крепким мирным сном. В то время как советские города содрогаются от тысяч бомб, сбрасываемых немецкими самолетами.
В ответ на бомбардировку Москвы у командования ВМФ Советского Союза появляется идея авианалета на Берлин. Эта операция могла бы опровергнуть заявление командующего люфтваффе Геринга о том, что «военная авиация русских полностью уничтожена». Но главное – это бы опровергло все прочнее формирующийся в сознании людей всего мира миф о несокрушимости немецкой армии.
План бомбардировки был составлен верховной ставкой. Но самое удивительное, что независимо от своих командиров точно такой же план разработали летчики 1-го Минно-торпедного полка Балтийского флота. В ответ на приказ о нанесении удара по Берлину полковник Преображенский и его штурман Хохлов предоставили командованию уже подготовленные карты с проработанным маршрутом остров Сааремаа – Берлин. Остров Сааремаа – это самая западная на тот момент точка Советского Союза, еще не захваченная немцами. По прямой от него до Берлина 890 километров.