30 мая американцы и весь мир простились с человеком, которого многие называли «королем блюза»: великий блюзовый музыкант и автор Би Би Кинг, о кончине которого стало известно 15 мая, был в субботу похоронен в родном городе Индианола, штат Миссисипи.
Перед этим прошла поминальная служба, где многочисленные поклонники музыканта вместе с его семьей, друзьями и коллегами-артистами в буквальном смысле отпевали Би Би Кинга: пел хор, пели исполнители блюза, пел весь зал в церкви, где прощались с великим музыкантом.
Президент США Барак Обама сделал заявление, которое было зачитано на поминальной службе: «Блюз потерял своего короля, и Америка потеряла легенду. Би Би Кинг родился сыном издольщика в Миссисипи, вырос в Мемфисе, штат Теннесси, и стал послом, который принес свою всеамериканскую музыку стране и миру. Никто не работал тяжелее, чем Би Би, и никто не вдохновил последовавших за ним артистов больше, чем он. Никто не сделал больше для распространения откровения блюза».
«Три года назад, Мишель и я устроили блюз-концерт в Белом доме. Я не ожидал, что меня уговорят спеть несколько строк «Sweet Home Chicago» с Би Би к концу вечера, но это был как раз эффект от его музыки; был – и остается до сих пор. Он остается у вас в голове, он заставляет вас двигаться, он заставляет вас делать то, что, вероятно, не следует делать, но вы всегда будете рады, что сделали это. Би Би ушел, но волновать нас он будет всегда. И сегодня вечером на небесах будет потрясающий блюз-концерт».
Би Би Кинг (настоящее имя Райли Би Кинг) родился 16 сентября 1925 года. В пятидесятых годах XX века имя Би Би Кинга стало одним из самых прославленных в искусстве блюза. Его творчество повлияло на многих известнейших творцов современной музыки– «Роллинг Стоунз», Джими Хендрикса, Бадди Гая, Ленни Кравитца, Марка Нопфлера, Карлоса Сантаны и других. В 1980 году Би Би Кинг был включен в Зал Славы Блюза.
Основатель и лидер группы «Лига Блюза» Николай Арутюновсчитает, что ему очень повезло: он выступал с Би Би Кингом на одной сцене: «Это было в 1996 году в Москве. До этого я слушал Би Би Кинга как зритель, я был на всех его концертах в Москве, начиная с первого в 1979 году. Это был первый опыт блюза живьем для меня, и вот тогда я понял, что это именно то, чем я хотел бы заниматься по мере своих скромных сил, потому что я был совершенно ошарашен этим концертом. И, наконец, в 1996 году я участвовал в его концерте как музыкант».
Российский блюзмен вспоминает: «Лига блюза» была приглашена в качестве «поддержки» для этих концертов Би Би Кинга. Мы отыграли свой получасовой сэт, и потом у организаторов концерта возникла идея– пригласить меня спеть с ним 2-3 песни. Наш сэт для Би Би Кинга, вернее, для одного из его помощников был возможностью послушать меня, чтобы понять, вообще, насколько я способен рядом с ним стоять на сцене и петь его песни. Они решили, что «этого парня можно выпускать». Потом были песни, была блюзовая импровизация, в процессе которой Би Би Кинг меня представил людям, и тепло его руки на моем плече я до сих пор чувствую».
«Для меня было важно понять, что я пою песни человека, который является символом блюза, и при этом он доволен мной. И это было что-то невообразимое: когда он пел рядом и играл, на сцене реально менялась температура, становилось жарко от его голоса, такая густая волна музыки и эмоций там была», – рассказывает Николай Арутюнов.
Лидер «Лиги блюза» уверен, что талант Би Би Кинга был уникален: «Би Би Кинг – это один из лучших голосов, которые когда-либо существовали в этой музыке, да и не только. Потому что его громоподобный голос я имел удовольствие слышать даже без микрофона. Я всегда был и остаюсь поклонником Би Би Кинга как вокалиста. Что касается игры на гитаре, то это общепризнано: многие белые блюзовые гитаристы, безусловно, в первую очередь благодаря ему взяли в руки гитару и стали чего-то добиваться сами. Ну, а что касается того, что происходило между ним и публикой, когда он играл, вот это не подвергается осмыслению и анализу, потому что понятно, что это уже что-то выше нас. Он совершенно магически действовал на публику, завораживающая его улыбка, обезоруживающая, вместе с его подачей – это все, наверное, как раз самое главное в той штуке, которая называется мир Би Би Кинга».
Известный российский и грузинский блюзмен Леван Ломидзе, лидер группы «Blues Cousins», много гастролировавшей в США, вспоминает о Би Би Кинге как о человеке, через которого советские люди узнали всю мощь блюза: «Он выступал с концертом в Тбилиси в конце 1970-х, в филармонии, рядом с моей школой через дорогу, и я школьником еще попал на его концерт. Я тогда вообще не представлял, как и многие советские люди, что такое блюз, что вообще такая музыка существует. Он просто полностью перевернул мое отношение к музыке - тогда я учился в музыкальной школе по классу фортепиано, и ненавидел музыку абсолютно. И вдруг я понял, что оказывается музыка может быть такой открытой. Меня очень сильно поразила его подача, его поведение на сцене, мимика, все вместе очень сильно повлияло на мое отношение к музыке. Я всю жизнь, можно сказать, ему подражал в хорошем смысле».
По мнению Левана Ломидзе, Би Би Кинг «сломал стереотип о блюзе, что блюз – это когда хорошему человеку плохо, что блюз – это музыка грусти, и так далее, он всей своей жизнью, своим творчеством доказывал и всем доказал, что блюз – это музыка положительных эмоций и добра».
«Его уход – это очень-очень печально, но я считаю, что он был счастливым человеком. Он прожил реально счастливую, образцовую жизнь, когда практически до конца своих дней он был на сцене. Он любил свое дело, он выступал очень долго, это просто уникум. Очень приятно, что человек может прожить такую жизнь– а это была красивая жизнь», – говорит Леван Ломидзе.