Военная история учит: политики должны обладать умением убеждать и управлять без силы. Предел хитрости – управлять без силы. Например, Президент США Джозеф Байден не оказывается в ситуации военного конфликта, он находится рядом с этой военной ситуацией. Поэтому действующий 46-й Президент Соединённых Штатов Америки – не фигура на шахматной доске, он – шахматист.
Мое поколение хорошо помнит, что в конце «холодной» войны Югославия была разделена на 5 стран, а СССР - на 15. Единой Германии тогда тоже не существовало. Ну, и еще несколько лет назад была единая страна Ирак (сегодня – это фактически четыре маленьких страны). А сейчас в сложном и затяжном периоде военно-политической и экономической турбулентности находятся Сирия, Ливия и другие страны. В этом ряду оказалась и родная Украина из-за широкомасштабной военной агрессии РФ.
На наших глазах мир продолжает стремительно меняться. Дошло до того, что отдельные эксперты стали рассматривать современную войну еще и как огромную корпорацию. И в условиях свободного рынка эта корпорация, видя перед собой конкурента, стремится его уничтожить любыми способами. Если быть точнее, то осуществляется как бы недружественное поглощение конкурента на рынке слияния и поглощения. А появление частных военных компаний и легкий доступ к вооружению привели к подрыву государственной монополии на применение силы и ускорили возникновение новых отношений внутри различных государств.
Да, после объявления независимости Украины и подписания Будапештского меморандума, мы полагали, что все вокруг нас союзники и партнеры. Увы, жизнь это очень жестоко опровергла. И теперь многие эксперты задаются ключевым вопросом: научимся ли мы изменяться и реформироваться не с помощью применения силы, а убеждая и управляя без силы?