Бывший генеральный прокурор Бенджамин Cивилетти говорит, что он «не мог даже представить» сегодняшних длительных «шатдаунов»
Весной 1980 года в Конгрессе велась война за приостановку работы правительства, которая могла бы по сегодняшним меркам считаться весьма скромной.
Федеральная торговая комиссия (FTC), в то время регулирующий орган с 65-летней историей и 1600 сотрудниками, нуждалась в деньгах и требовала от Конгресса принять законопроект о расходах на следующий финансовый год. Некоторые законодатели по указке лоббистов радиовещательной и сахарной промышленностей готовы были дать «зеленый свет» дополнительному финансированию только при условии, что нормотворческие и следовательские полномочия агентства будут резко ограничены. Между тем, президент Джимми Картер отказался подписывать любой законопроект, который подрывал бы деятельность FTC.
Не зная, может ли федеральное агентство на законных основаниях разрешить своим сотрудникам продолжать работать, если его ассигнования иссякли, Картер обратился за юридическими пояснениями к своему генеральному прокурору Бенджамину Сивилетти.
И Сивилетти почти 40 лет назад высказал мнение, которое проложило путь к закрытию правительства, в том числе к нынешнему частичному «шатдауну», который стал самым продолжительным в истории США.
«Уважаемый господин президент, - обратился он к Картеру 25 апреля 1980 года, - Я считаю, что в периоды «иссякших ассигнований» никакие средства не могут расходоваться, за исключением случаев, когда это необходимо для упорядоченного прекращения функций агентства». Сивилетти добавил, что расход дополнительных средств без одобрения Конгресса приведет к нарушению «Закона о борьбе с дефицитом» 1870 года. Он добавил, что формулировка закона «проста и недвусмысленна», и она запрещает агентствам «брать на себя платежные обязательства после утраты права расходовать доверенные средства».
Сивилетти приводил прямой довод: либо Конгресс поддерживает государственное учреждение и платит своим людям, либо лишает агентство финансирования, и никто не работает и не получает зарплату.
Его мнение шокировало правительство, особенно работников FTC. Неделю спустя Торговая комиссия была временно закрыта - «первое федеральное агентство, вынужденное закрыть свои двери в ходе спора о бюджете», согласно статье Washington Post от 1 мая 1980 года.
Один из чиновников FTC, выступая на условиях анонимности, заявил: «Мы находимся в абсурдной ситуации, вынужденные следовать мнению генерального прокурора».
По данным издания, когда агентство прекратило свою деятельность, 11 следователей FTC, занимающихся поиском документов нефтяной компании в Техасе, были отозваны домой.
Но Торговая комиссия не закрылась надолго, всего на несколько дней.
Теперь вышедший на пенсию 83-летний Сивилетти говорит, что современная эпоха «шатдаунов» его поражает. «Я даже предположить не мог, что эти периоды будут длиться так долго и будут использоваться в качестве политического гамбита, - сказал он. - Мое мнение касалось сугубо узкой темы и с тех пор использовалось в ключе, который в то время не предполагался».
При президенте Рональде Рейгане в период с 1981 по 1984 год правительство закрывало двери дважды, но приостановка работы длилась один полный день и полдня соответственно. Только в середине 90-х юридическую точку зрения Сивилетти начали эксплуатировать по-настоящему. Последнее рекордное закрытие правительства случилось при администрации Билла Клинтона – с 16 декабря 1995 года до 6 января 1996-го.