Есть вещи, которые лучше понимать самому. «Благодаря» кризису украинцы все больше интересуются экономикой и скучные слова вроде «диверсификации» и «рефинансирования» вызывают не меньше эмоций, чем футбольный матч. Но обилие малопонятных терминов — часто лишь способ для политиков скрыть свои провалы. Мы собрали 20 важных экономических терминов, которые помогут тебе разобраться в жизни страны.
1. ВВП — показатель, мало влияющий на твой доход. Но он растет даже в кризис, за это власть его и любит
Валовой внутренний продукт указывает суммарную стоимость товаров и услуг, произведенных страной, но сам по себе не говорит о стойкости экономики или темпах модернизации.
Представь себе такую ситуацию: Инженер Вася работает на большом заводе. В этом году предприятие произвело в полтора раза больше продукции и все ждут прибавки к зарплате. Но завод задолжал много денег, руководители цехов и рабочие воруют, а оборудование нужно менять, ведь оно устарело. Вася знает это и понимает, что не дождется повышения оклада.
Связь между ВВП и нашим достатком такая же. До 2008 года он у нас рос быстрее, чем в Польше, но кризис все равно наступил. Власть любит называть рост ВВП своей победой, а на самом деле это только возможность для развития страны.
2. Государственный долг — это не так плохо, как ты думаешь. Важно то, как мы тратим одолженные деньги
Представь, два человека взяли долг в банке. Один потратил деньги на счетчики для воды и тепла, второй купил себе новый айфон, ведь старый уже надоел. Отдавать им одинаковую сумму, но кредит первого будет окупаться за счет меньших платежей, а второму остается только смотреть на айфон, который через год будет уже немодным. Так вот, Украина как раз в роли покупателя айфона, ведь мы проедали кредиты, а не тратили их на развитие страны.
Сам по себе долг не страшен, если правительство тратит деньги на полезное дело — например, строительство новых заводов или модернизацию инфраструктуры. Кредиты берут даже развитые страны, но там понимают, что деньги придется отдавать, и используют их, чтобы в будущем получить прибыль. А наши политики говорят об одолженных деньгах так, будто это подарок стране, а не будущие долги.
3. Рефинансирование — попытка спасти наши деньги, похожая на воровство из бюджета. Или наоборот
В соцсетях часто ругают НБУ: мол, в стране мало денег, а Гонтарева раздает миллиарды частным банкам. Но рефинансирование — единственный способ спасти кризисный банк, а значит — деньги вкладчиков. Допустим, у тебя есть знакомый-таксист, который должен тебе 1 000 гривен. Его машину забрали на штрафплощадку, и он просит еще 500, чтобы ее выкупить. Если знакомый вернет машину, то пойдет «таксовать» и вернет тебе 1500, иначе будет сидеть без денег, и тебе тысячу не вернет. Государство так же дает кредиты банкам, чтобы они не разорились и смогли отдавать деньги НБУ и вкладчикам.
Разница в том, что ты не одолжишь денег
человеку, который никому не отдает долги, еще и планирует уехать, а НБУ
так делает: чиновники ведь не свои деньги отдают. Вот и подарили за два
года 19 миллиардов сомнительным банкам, а те исчезли вместе с деньгами. А
всего «лопнувшие» банки получили от государства 53 миллиарда — отдавать
их теперь некому.
4. Накопительная пенсионная система — возможность откладывать деньги на пенсию, которую мы увидим нескоро
Представь, ты пришел в автосалон, чтобы купить автомобиль. Но тебя просят заплатить деньги не за свою машину, а в общий фонд автосалона. За этот счет компания будет выдавать машины тем, кто перед тобой в очереди, а уже потом тебе — если автомобили не закончатся. Дикость, правда? Сегодняшняя пенсионная система так и работает — за это ее называют «солидарной». Мы платим Пенсионному фонду, а он потом будет начислять нам пенсии. Денег там все меньше — нынешней молодежи может и не хватить. Ведь в Украине пенсионеров уже на полмиллиона больше, чем работающих, которые платят пенсионные взносы. Популисты вроде Ляшко любят требовать повышения пенсий, но молчат о том, где взять на это деньги.
Накопительная система похожа на банковский депозит: люди откладывают деньги на собственных счетах и получают дивиденды. Если ты платишь взносы — будешь получать пенсию независимо от состояния Пенсионного фонда. Но в 2017 году мы не «перейдем на новую систему», как пишут в СМИ. Накопительная система дополнит старую и будет постепенно ее вытеснять. Резкого перехода не получится, ведь миллионы людей получают пенсию из «общего котла» или годами платили туда взносы.
5. НДС — самый важный налог для бюджета и коррупционеров
Украинцы часто спрашивают в Сети, как рассчитать НДС, ведь налог на добавленную стоимость зависит от «истории» товара, а не только дохода. Допустим, предприятие продало ткань за 1000 гривен и заплатило 200 гривен НДС, то есть 20%. Покупатель сшил из нее рубашки и продал уже за 4000 гривен. Но налога он заплатит не 800, а 600 гривен. Остальные 200 в бюджет уже отдал продавец ткани. Покупатель рубашек сэкономит на НДС уже 800 гривен — это называется «налоговый кредит».
Но если рубашки проданы за границу, государство должно вернуть предприятию все 600 гривен, ведь экспортерам положены льготы. Вот тут и начинается коррупция. Налоговики задерживают возврат НДС — государство задолжало уже 20 миллиардов — а предприниматели дают взятки за ускорение процесса. Поэтому НДС часто называют «коррупционным» и требуют его отменить. Но дело не в налоге, а в нечестных чиновниках — они способны даже на вывозе мусора построить незаконную схему. Нужно сажать взяточников, а не отменять налог, дающий 39% доходов бюджета.
Источник