Трудовая миграция уже давно стала обычным явлением для многих украинцев. За рубеж едут в поисках стабильного дохода и лучшей жизни. О том, что «выталкивает» наших соотечественников в руки иностранных работодателей рассказала «Минфину» HR-эксперт Rоbota.uaТатьяна Пашкина.
Причина №1 – заработная плата
Причем как ее размер, так и своевременность выплаты. Начнем с размера. Пока в Украине средний размер заработной платы один из самых низких в Европе, считаться местом работы-мечты не получится .
Поданным исследования Purchasing Power Europe 2019 компании GfK, Украина не только замыкает рейтинг по покупательной способности граждан среди 42 стран Европы, но и находится на одном уровне с Молдовой и Косово.
Если вернуться к собственно размеру заработной платы, то еще одно исследование - уверенно располагает Украину на последнем месте по размеру заработной платы. Что еще печальнее, у находящейся на предпоследнем месте Болгарии средняя зарплата почти в 2 раза выше, а у Румынии (третье место с конца) – в 2,5 раза. Т.е. разрыв достаточно серьезный, и Украине придется идти на радикальные меры, чтоб значимо повысить заработную плату и стать конкурентной на европейском рынке труда.
Что еще следует принять во внимание – наши ближайшие соседи и главные конкуренты за рабочую силу – вовсе не Болгария и Румыния. В Польше, Чехии и странах Балтии средняя зарплата «чистыми» составляет почти тысячу евро, а в Германии – почти в два с половиной раза больше. Так что сравнивать среднеукраинские триста евро с соседними зарплатами – еще раз убедиться, что одним из важнейших «выталкивающих» факторов является размер заработной платы.
Причина №2 — зарплату в Украине можно не платить
Я нигде не видела данных по задолженности европейских работодателей перед своими работниками по заработной плате. Полагаю, для многих иностранных компаний задержка зарплаты неприемлема и чревата штрафами и судами, надежно защищающими работников от произвола работодателей. А как с этим дело обстоит у нас?
Средняя задолженность украинских работодателей перед своими работниками составляет порядка 2,8 млрд. грн. Только вдумайтесь в эту цифру!
Усугубляет положение то, что это не только задолженность предприятий-банкротов или заводов, оставшихся на неподконтрольных нам территориях. Лидерство по задолженности «держат» Донецк и Луганск. Однако от них «недалеко ушли» работодатели Сумской, Харьковской и Запорожской областей, а Киев и Днепр демонстрируют незавидную позитивную динамику.
Второй печальный фактор — больше половины этой цифры составляют долги экономически активных предприятий. Т.е. завод работает, а вот выплачивать зарплату своим труженикам не может.
Понятно, что работать «за честное слово» наши работники не хотят. Квартплату нужно платить вовремя, в транспорте проезд требуют оплатить без задержек, в супермаркете под честное слово колбасу не дают, поэтому «обіцянки-цяцянки» от работодателя мотивируют мало.
Как итог – зарплата украинская невелика по размеру, да еще и не всегда выплачивается вовремя. Поэтому удерживающим или привлекательным фактором ее не назовешь. Мало того, пока украинские работодатели в среднем прибавляют зарплату по 400 грн в квартал для городов-миллионников, этот прирост «съедают» инфляция, рост тарифов и прочие факторы. Значимо ничего не меняется.
Причина №3 — страны соседи упрощают признание дипломов
Тем временем иностранные работодатели норовят уменьшить налогообложение – например, в Польше отменили 18% налог для молодежи до 26 лет, которые получают меньше 85,5 тысяч злотых в год. Снижается возраст польских пенсионеров, увеличивается пособие для семей с детьми – страна активно привлекает все возрастные категории трудовых мигрантов, создавая условия для более долгосрочного сотрудничества. Одно из последних новшеств – упрощение нострификации дипломов для медиков. Возможно, именно поэтому 90% из почти 850 тысяч разрешений на польское трудоустройство получили именно украинцы.
Чехия ежегодно удваивает квоту для трудовых мигрантов. При этом есть реальная возможность заключать контракт на 2 года, а кроме простых специальностей, Чехия активно привлекает врачей и программистов. Как пишут сами чешские агентства по трудоустройству, работать врачом в Чехии очень выгодно. После кризиса 2013 года чешские медики уехали в соседние страны, и теперь существует определенный кадровый дефицит. Поэтому Чехия предлагает особую интеграционную программу для тех, кто хочет и может работать врачом в Чехии. Для программистов Чехия тоже райское место – например, в Праге за 2018 год количество вакансий выросло на 47%. Поэтому дипломированные специалисты, готовые пройти нострификацию диплома и подтвердить свою квалификацию, получат наиболее выгодные условия сотрудничества.
Германия — это наиболее пострадавшая от отсутствия работников страна Европы. По разным источникам от 1 до 1,5 млн рабочих мест ждут своих сотрудников. Возможно, именно поэтому новый миграционный закон, вступающий в силу в 2020 году, настолько лоялен к гражданам стран – не членов ЕС. Теперь даже отсутствие договора с работодателем не является препятствием к трудоустройству. Если у вас есть диплом нужной квалификации, знание языка и возможность себя содержать, пока вы ищете работу – хотя бы полгода, как говорится, милости просим. Кстати, не обязательно на льготы нового закона прельстятся украинские работники – пока экономисты предполагают наиболее вероятными кандидатами на закрытие таких вакансий «польских украинцев». Поэтому ситуация на рынке трудовой миграции еще может кардинально поменяться.
Причина №4 – отношение к сотрудникам
Кроме невысокой заработной платы, вторым «злом» украинских работодателей является низкая управленческая культура. Работа в стиле «я начальник, ты дурак» — достаточно распространена. По данным опроса, проведенного robota.ua, больше всего бесят подчиненных неумение начальников держать себя в руках и нечеткость при постановке задач. Как видим, это не только два главных «зла», но и два ярчайших признака непрофессионализма руководителей. Если учесть, что молодежь нетерпима к такому отношению, многих «зетов» украинские работодатели могут недосчитаться.
Поэтому выбирая между отечественным хамством и зарубежным руководством, многие мигранты отдают предпочтение иностранному.
Плюсы трудовой миграции
Еще одним плюсом зарубежного трудоустройства многие украинцы считают возможность приобщиться к европейскому опыту, методам ведения бизнеса и научиться правильным бизнес-процессам. Возможно, именно потому некоторые трудовые мигранты, вернувшись с заработков, открывают в Украине свои бизнесы.
Стоит ли сейчас Украине «костьми ложиться», чтобы вернуть своих работников? Вопрос сложный и неоднозначный. С одной стороны, дефицит кадров в Украине действительно огромен и вполне может достичь критической точки. Но научило ли это работодателей уважать и ценить своих сотрудников? Увы, не везде.
Не всегда люди уезжают «за длинным евро». Как написал еще в 2017 году один из участников опроса про трудовую миграцию «Если нас и там, и тут считают существами второго сорта, но там платят больше, зачем нам оставаться?» За текущие два года дефицит усилился, но не факт, что значимо поменялось отношение.
Да и финансовая «подушка», которой трудовые мигранты снабжают своих родных, да и всю экономику в целом, является важным стабилизирующим фактором. Сложно будет сразу обходиться без нее, какой бы «перекошенной» по отраслям она ни была.
Пока, мне кажется, Украина не готова вернуть своих мигрантов. Ни финансово, ни вдохновляюще. Задача более реальная состоит в том, чтоб по примеру европейских соседей, сделать процесс трудовой миграции более управляемым и не утратить ценности как «материнского государства». Да, даже богатые немцы и французы не стесняются «заробитчанствовать» в Швейцарии.
Вопрос в том, можно ли вернуть их на предприятия, когда и как это оптимально сделать. И как сбалансировать рынок труда в их отсутствие, кого привлечь на их рабочие места.
Тут Украина проигрывает по всем фронтам – от привлекательности для мигрантов (не как транзитной страны), до документального оформления, квот и законодательства. Поэтому нужно вовлекать тех, кто еще есть и готов работать у нас. Ведь пока что и на заработки, и навсегда за границу готовы выстроиться длинные очереди соотечественников.
По данным Research & Branding Group, уехать навсегда планируют еще 1,3 млн украинцев, а всего потенциал украинской миграции составил около 5 миллионов человек. Мириться с текущим положением вещей или оптимизировать ситуацию – выбор каждого работодателя.
Пока у государства нет стратегических решений по этому вопросу, тяжесть за «утечку» ложится непосредственно на бизнес. И его бездействие обернется недополученными прибылями, закрытием предприятий и прочими неприятностями.