После неожиданного решения Великобритании выйти из Евросоюза и внезапной победы Дональда Трампа на выборах в прошлом году, вы, наверное, считаете, что канцелярии Европы разработали подробный план действий на случай победы лидера ультраправой партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен на президентских выборах. Ничего подобного
Сама мысль о том, что Ле Пен займет пост президента, представляется настолько ужасной, что ее сразу отметают. Нет сомнений, что Ле Пен может нанести гигантский ущерб Евросоюзу. Она позиционирует себя как полную противоположность федеральному канцлеру Германии Ангеле Меркель и грозится, что Франция выйдет из Шенгенской зоны и зоны евро. Что касается Евросоюза, она обещает пойти по стопам Великобритании, пересмотреть условия членства Франции и собрать референдум. Если Евросоюз откажется принять требования Ле Пен, она запустит процедуру выхода Франции из ЕС.
Однако между целями Франции и Великобритании есть существенные различия. В то время как многие скептики Соединенного Королевства мечтают о международной торговле, Ле Пен намерена вести протекционистскую политику. Она хочет углубить отношения с Россией и США, а также сосредоточиться на защите «традиционных» христианских ценностей и борьбе с террором в условиях многополярного мирового порядка.
Для достижения этих целей Ле Пен обещает повысить затраты на оборону до 3% от ВНП (НАТО предлагает 2%) и ясно дает понять своим избирателям, что их деньги больше не будут уходить на проведение миссий по стабилизации в Африке. Таким образом, победа Ле Пен приведет не только к расколу Евросоюза, но и изменит стратегическую направленность Франции, которая оставалась неизменной последние несколько десятилетий.
По правде говоря, результаты опросов показали, что население Франции больше благоволит независимому центристу Эммануэлю Макрону во втором туре выборов. Однако многие считают, что избиратели Макрона не очень уверены в своем кандидате.
Подъем Ле Пен во многом связан с реорганизацией «Национального фронта». Она взяла за основу новую стратегию, предложенную ее сторонником Флорианом Филиппо и направленную на привлечение ключевых групп, которые прежде обходили «Фронт» стороной: государственных служащих, женщин и католиков.
Также Филиппо проводит серьезные подготовительные работы для правительства под возможным руководством Ле Пен. Он намерен сформировать новую политическую элиту, которая будет выступать за «Национальный фронт» и поможет преодолеть сопротивление враждебно настроенной оппозиции. Кроме того, он выяснил, что президент может и не может делать без разрешения парламента.
Очевидно, что европейские лидеры абсолютно не готовы к победе Ле Пен. Им пора подумать о том, до какой степени они готовы с ней сотрудничать. Даже если она победит, ей придется побороться за парламентское большинство. Интересно, удастся ли европейским лидерам сформировать неформальный союз с ее противниками во французском правительстве?
Также европейским лидерам следует подумать о том, как ответить на требование Ле Пен пересмотреть условия членства Франции в ЕС и до какой степени они готовы сопротивляться выходу Франции из ЕС. Следует ли Европейской комиссии разработать собственный план на случай выхода Франции из зоны евро и Шенгенской зоны?
Возможно, европейским лидерам, напротив, стоит подтолкнуть Францию к выходу из ЕС, чтобы Ле Пен не разрушила его изнутри, объединив силы с венгерским премьер-министром Виктором Орбаном. Эту возможность тоже стоит рассмотреть.
В 2016 году мы поняли, что результаты опросов бывают ошибочными. Вместо того, чтобы закрывать глаза на ситуацию и надеяться на лучшее, ЕС следует подготовиться к худшему варианту развития событий. Возможно, этим планам никогда не суждено сбыться, однако европейским лидерам следует подготовиться сейчас, чтобы потом не о чем было сожалеть.