Издательство «Москва ПРОЗАиК» в 2011 году выпустило книгу Анатолия Лысенко сравнительно небольшим тиражом — 5 тысяч экземпляров, однако, и сегодня, спустя 6 лет, она полностью не реализована. Я задался вопросом, почему?
Казалось бы, телевидение интересует миллионы людей, программы смотрят, обсуждают, нравятся они или не нравятся. Это касается ведущих иногда даже больше, чем тем, поднятых ими в передаче.
Вот тут и возникает первая проблема. Телеведущие популярны, когда они ежедневно выходят в эфир. Ну, минимум раз в неделю. Они это знают и стараются постоянно наращивать свой «репертуар». Иногда даже слишком, что вызывает некоторое раздражение: опять этот... Не буду называть фамилии. Впрочем, всеми любимый А. Малахов в бытность на Первом канале, пять дней в неделю вел «Пусть говорят». Оставались выходные дни. Так вот, в субботу он взял еще один весьма интересный проект: «В субботу вечером с Андреем Малаховым». Да еще по воскресеньям летом прибавилась передача «Барахолка». Правда, большой рейтинг она не снискала. Уже на канале «Россия» к ежедневной передаче «Прямой эфир с Андреем Малаховым» он прибавил малоинтересную программу «Стена».
У ведущих — это основная работа, но все артисты поголовно стремятся на телеэкран, как пчелы на мед. Примеров множество, но приведу один без всякого сарказма. Самая красивая актриса МХАТ, Ирина Мирошниченко, которой сегодня 75 лет, старается не пропустить ни одного ток-шоу, какая бы там тема не рассматривалась, чтобы «посветиться» лишний раз на экране (правда, за это платят какие-то деньги, что к пенсии очень кстати). Такой «раскрученный» актер и телеведущий, как Дмитрий Нагиев, соглашается посидеть в жюри КВН, хотя там он чисто «номинальная» фигура.
Независимо от популярности, «звезды» Ф. Киркоров и Н. Басков не отказываются от съемок, даже если это «желтоватая» передача «Ты не поверишь!». Вообще демонстрировать на всю страну свою личную жизнь стало модным брендом. Филипп постоянно показывает своих детей и любовь к ним, а Коля без конца «обручается» с красивыми женщинами, но потом на них не женится!
Однако А. Малахов недавно превзошел всех: он решил выбирать имя своему родившемуся сыну всей страной. На мой взгляд, выглядело это, мягко говоря, нескромно. Но многим зрителям понравилось, и они присылали радостные СМС: Александр или Николай. Вот это и есть: «People ''хавает''».
Не буду опираться на определенные слои молодежи, которые не могут узнать по цитате из «Евгения Онегина» автора произведения, уж не говоря о «Капитанской дочке», но хочу констатировать, что Юрия Сенкевича, ведущего много лет «Клуб путешественников», большинство даже взрослых уже не помнит.
Забвение — это еще одна причина отсутствия популярности книги Анатолия Григорьевича Лысенко.
О телевидении вообще написано крайне мало: мемуары В. Леонтьевой, Л. Якубовича, В. Познера, Л. Парфенова, М. Эскиной, А. Максимова, Ф.Раззаков. К сожалению, последний автор мало кому известен, хотя его обзорные книги о ТВ очень интересны. Кто такая Маргарита Александровна Эскина, Главный редактор Молодежной редакции и позже Директор Дома актера ВТО, знает только узкий круг деятелей искусств. Даже журналиста и телеведущего Л. Парфенова, который покинул эфир сравнительно недавно, помнят лишь немногие. Такова судьба «телевизионщиков», о которых рассказывает книга.
Надо отметить, что Анатолий Григорьевич выступает, образно говоря, как документалист. Никто, как он, не знает персоналии людей, «делающих телевидение». Но для читателей эти имена сейчас мало, что говорят. У Ф.Раззакова телеистория подана, как художественное произведение, с некими оттенками «желтизны». Это более «читабельно» для широких масс, которые теперь вообще книгу держат в руках нечасто.
Конечно, интересно узнать, что убитый в своем подъезде Влад Листьев столь же обаятельный, как ныне Андрей Малахов, до женитьбы на Альбине, был законченным алкоголиком, подверженным недельным запоям, срывающим выходы в эфир в программе «Взгляд». Зато, справившись с этим недугом с помощью жены, он создал на телевидении «Поле чудес», «Тему», «Час пик», «Угадай мелодию», «Серебряный шар», руководил объединением «ВИД», был одним из ведущих «Взгляда», а незадолго до смерти, его назначили Генеральным директором Первого канала (после него эту должность занимает К. Эрнст).
Таких «откровений» в книге А. Лысенко совсем немного. Он пишет несколько о других сенсациях. Например, что открытие программы «Взгляд» было одобрено и «продвинуто» Идеологическим отделом ЦК КППС, как ответ на «вражеские голоса». Содержание сюжетов, которые перечисляются в книге, были актуальными и очень смелыми в то уже далекое время (о СПИДе, проституции и т.п.), а ныне они малоинтересны зрителю.
Хочу отметить еще одну немаловажную деталь: функционеры и штатные сотрудники ЦТ, очень за редким исключением, были пишущими людьми. Да и свои книги они надиктовывали профессионалам, а те создавали литературную канву (это книги В. Леонтьевой, А. Лысенко, М. Эскиной). В журналистском и писательском деле надо уметь заставить себя сесть за письменный стол и создавать. Мало кто из режиссеров, редакторов, руководителей, включая Анатолия Григорьевича, этим занимался. Во-первых, времени не хватало, во-вторых — лень, а в-третьих, многие просто не знали, как это делать. В том числе и поэтому, на советском и российском телевидении было совсем мало собственных передач.
Влад Листьев и Ко были до ТВ сотрудниками «иновещания радио» и могли иметь доступ к зарубежным телепередачам. Перенести их на «советскую почву» было тоже делом непростым, но все же... Зарубежным аналогом «Поля чудес» явилась американская передача «Колесо фортуны», в которой принимали участие зрители, любящие разгадывать кроссворды и даже их придумывать. Лучшие приглашались к барабану в студию ТВ и разгадывали слова по буквам. Далее победители выходили в финал и вновь разгадывали слова. Все «местные российские навороты» были придуманы «нашим дорогим Леонидом Аркадьевичем», сменившим на посту ведущего Влада Листьева. «Цветы в студию», «Подарки в студию», «Две шкатулки в студию», все эти «приветики», подношения, интервью с детьми, выступления фольклорных коллективов за собственные деньги — дань советскому маразму.
Настоящих авторов-придумщиков на телевидении было совсем немного. КВН предложили Альберт Аксельрод, Сергей Муратов и Михаил Яковлев. «Что, где, когда?» - детище Владимира Ворошилова. Кабачок «13 стульев» был создан редакторами Анатолием Корешковым, Рустамом Губайдулиным и режиссером Георгием Зелинским. «Следствие ведут ЗнаТоКи» родили Александр и Ольга Лавровы. Клуб «Белый попугай» был образован по инициативе собирателя анекдотов Народного артиста СССР Юрия Никулина. Это все исключения из правил.
На самом деле, обычно происходило так: автор, чаще всего внештатный еврей, приносил идею передачи. Ее начинали обсуждать. Редакторы что-то добавляли, чаще убирали. Режиссер додумывал «съемочные моменты». С этим шли к руководству. Они давали «добро» или советовались с вышестоящими инстанциями.
Вот классический пример. Внештатный автор Лариса Муравина (жена кинооператора Аркадия Едидовича, позже они эмигрировали в США) принесла идею программы «От всей души» редактору Марианне Краснянской (Молодежная редакция, заведующий отделом — А.Г. Лысенко). Вести передачу предложили Валентине Леонтьевой. Она была довольно капризной личностью и всегда требовала переделки текста «под себя». Передача (режиссер В. Акопов) получила невиданный резонанс, ее смотрели даже «первые лица» государства. В результате, Л. Муранова и М. Краснянская были забыты, а Государственную премию получили В. Леонтьева и А. Лысенко.
Еще один пример из телевизионной жизни. Леонид Парфенов был пишущим и создающим новое редактором и ведущим. Он предложил проект «Старых песен о главном». Фильм имел оглушительный успех. За основу был принят сюжет картины «Кубанские казаки», а пели свои партии популярные исполнители тех лет: Л.Лещенко, Ф. Киркоров, Н. Расторгуев, С. Ротару, А.Апина, Л. Агутин, И. Николаев, О. Газманов, Л. Долина, Г. Сукачев, Н.Рыбин, Л. Дэнс, В. Пресняков, К. Орбакайте, А. Свиридова, Б. Титомир, Н.Королева, Т. Овсиенко и другие. При современном отношении к шоу-бизнесу — это была «бомба». Но, зная руководство ЦТ, Л. Парфенов решил не рисковать и пригласил в «соавторы» К.Эрнста. И первая, и вторая серии прошли «на ура!» Были выпущены музыкальные альбомы, написаны сотни хороших рецензий. Вынужденное «соавторство» на телевидении было нормой. Хочешь получать хорошие гонорары — делись!
Я решил рассказать о тех временах, которые описывает А.Лысенко, в своей книге, но позиция, как понимаете, несколько иная, не политическая, документальная или фактическая, а пропущенная через себя, свое восприятие отдельных фактов и телевизионной атмосферы в целом. Может быть, в этом ответ на вопрос, почему книга мэтра до сих пор не «открыта» читателями.