51 год назад состоялась премьера фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Его сюжет все знают наизусть, а фразы героев давно стали афоризмами. Но большинство зрителей даже не подозревает о том, что фильм запретили к показу в 1967 г., и только благодаря счастливой случайности его увидели 80 млн граждан СССР. А троица Вицин-Никулин-Моргунов вместе появилась на экранах в последний раз из-за того, что один из актеров не нашел общего языка с режиссером.
Гайдай мечтал снимать мелодрамы, но стал классиком советской комедии. После того, как он выпустил фильмы «Самогонщики», «Пес Барбос и необычный кросс», «Операция Ы», он вновь взялся за комедию с участием Труса, Балбеса и Бывалого. Гайдай считал: «Люди и так тяжело живут, пусть хоть немного посмеются». Однако для знаменитого комедийного трио это была последняя совместная работа. Сын Никулина Максим в одном из интервью признался: «Съемки еще не закончились, а Гайдай уже говорил, что это последнее кино, в котором он снимает эту тройку: она себя исчерпала. И история показала, что он прав».
Евгений Моргунов в фильме *Кавказская пленница*, 1966 | Фото: photochronograph.ru
В самый разгар съемочного процесса Гайдай решил отстранить от работы «зазвездившегося» Евгения Моргунова. Он даже отдал распоряжение о том, чтобы вместо него снимали дублера. Режиссер часто устраивал просмотры отснятого материала в узком кругу. Однажды на один из таких сеансов в зал пришел Моргунов в сопровождении нетрезвых девиц. Ему сделали замечание: мол, зачем приводить посторонних, ведь режиссер этого не любит. На что Моргунов ответил: «Подумаешь, режиссер, тоже мне Феллини!». После этого отношения были испорчены окончательно, и хотя Гайдай позволил ему остаться в «Кавказской пленнице», в некоторых эпизодах все же сняли дублера, а в следующие свои картины режиссер Моргунова уже не приглашал.
Наталья Варлей в фильме *Кавказская пленница*, 1966 | Фото: photochronograph.ru
Сложности возникли и с поиском актрисы на главную роль: на роль «комсомолки, спортсменки, активистки и просто красавицы» Нины проходили пробы Наталья Селезнева, Наталья Кустинская, Лариса Голубкина и Марианна Вертинская. Однако режиссер отдал предпочтение 19-летней артистке цирка Наталье Варлей, которая все трюки в фильме исполняла самостоятельно, к тому же хорошо танцевала и прекрасно двигалась. Вот только говорила вместо нее Надежда Румянцева, а пела – Аида Ведищева.
На роль Шурика было еще больше претендентов – около 40. Александр Демьяненко показался режиссеру идеальным кандидатом, вот только его решили перекрасить из брюнета в блондина. Образ Шурика оказался идеальным попаданием в цель – настолько идеальным, что в другом амплуа актера с тех пор никто не видел. Это сыграло с ним злую шутку – интересных ролей в кино после этого ему не предлагали.
Владимир Этуш в роли товарища Саахова | Фото: fakty.ua
Современному зрителю все шутки в этом фильме кажутся совершенно безобидными, а вот цензурному комитету в конце 1960-х гг. так не казалось. Помимо крамольных фраз вроде «между прочим, в соседнем районе жених украл члена партии», в фильме наши и аморальные песни – «Если б я был султан», например, где, оказывается, пропагандировалось пьянство и распутный образ жизни, поэтому из песни вырезали самый «острый» куплет. Пришлось убрать и заставку, с которой начинался фильм: Бывалый писал на заборе букву «Х», Балбес – «У», а завидев вдали милиционера, торопливо дописывал «дожественный фильм».
Решение по поводу выхода комедии на экраны принимал председатель Госкино Романов. Во время просмотра его раздражало все – и сам сюжет, и хохот киномеханика, и реплики сценаристов. Его вердикт был бескомпромиссным: «Эта антисоветчина выйдет только через мой труп». На что один из сценаристов сказал другому шепотом: «Тоже вариант». Романов расслышал эту фразу и принял твердое решение запретить комедию к показу. Фильм признали второсортным, но благодаря одобрению генсека Леониду Брежневу комедия вышла на экраны. В первый же год ее посмотрели около 80 млн зрителей. На тот момент это был самый кассовый фильм в истории советского кинематографа. И до сих пор он остается всеми любимой классикой, актуальной даже 50 лет спустя.
«Антисоветчиной» во время первого просмотра показалась не только аморальная песня из фильма «Кавказская пленница», но и заморский танец твист: фокстрот как «новый вид порнографии» и другие танцы, запрещенные в СССР.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/090417/34104/